- Дмитрий Владимирович, какие задачи стоят перед университетом в следующем учебном году?
- Важнейшей задачей университета является наиболее полное удовлетворение кадровых потребностей Подмосковья. С учетом увеличения в экономике доли высокотехнологичных предприятий и организаций, ключевым фактором становится привлечение в университет наиболее талантливых абитуриентов. Во-первых, для нас важно, чтобы к нам поступали молодые люди не просто с высокими баллами ЕГЭ, а по-настоящему одаренные. Во-вторых, чтобы в их поиске и привлечении в университет с нами сотрудничали школы Московской области - чтобы Подмосковные учителя стали нашими соратниками в работе с талантливыми абитуриентами. Для этих целей мы создали новую структуру - «Абитуриент-центр». В этом году сотрудники центра совершили поездки по городам Московской области, таким как Электросталь, Орехово-Зуево, Клин, Шатура и т.д., рассказывали о нашем вузе, приглашали школьников и учителей принять участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, днях открытых дверей, которые проводит университет. В этом году мы впервые приняли участие в работе одной из площадок всероссийского фестиваля «Наука 0+» в Москве. Фестиваль был инициирован несколько лет назад МГУ им. М.В. Ломоносова и сейчас является одним из ключевых мероприятий по популяризации науки. Его тема в этом году была связана с проектами Большой науки (Megascience). Кроме Москвы мы проводили фестиваль на собственной площадке в Дубне под рубрикой «Автостопом по галактикам», привлекали ученых, космонавтов. Пришли более тысячи школьников разных возрастов. Успех был ошеломительный. Поэтому эту деятельность мы будем продолжать и в следующем году.
Профориентационной работой мы охватили и ближайшие к Московской области регионы: Владимирскую, Тверскую, Ярославскую области, активно работали в Алуште, Республике Крым. Задача была показать школьникам, как в Московской области развиваются наука и наукоемкие производства, создаются инновационные проекты и что здесь именно то место, где они смогут работать после окончания вуза. Конечно, мы в большей степени представляли Дубну – как город науки, город, где расположена ведущая Особая экономическая зона «Дубна», важнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Наши визиты показали, что об этом нужно рассказывать. Даже жители Московской области не всегда знают, какие возможности есть в регионе и какие серьезные проекты здесь развиваются.
Другой важной задачей для нас является развитие кадрового потенциала университета. На ее решение в 2018 году был направлен многомесячный образовательный тренинг для преподавателей под названием «Проектная мастерская». Мы понимаем, что готовить сильных студентов должны «продвинутые» преподаватели - которые владеют передовыми образовательными технологиями, умеют работать в команде и готовы ко всему новому. Для повышения преподавательского мастерства мы привлекли профессиональных тьютеров со стороны ВШЭ и ряда других ведущих российских вузов.
- Сейчас активно вводятся системы дистанционного обучения, как с этим обстоят дела в университете «Дубна»?
- В университете существует центр дистанционного образования. Кроме этого, мы развиваем проект по внедрению открытого образования в форме онлайн-курсов, с возможностью его получения как в Российской Федерации, так и за рубежом. Начали заниматься этим системно еще до того, как национальным проектом «Образование», основанном на Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», был задан общий тренд. В университете создана новая специализированная структура - Центр открытых образовательных технологий (ЦООТ), в котором предусмотрено не только создание собственных онлайн-курсов, но и внедрение в учебныйпроцесс открытых курсов извне. По поручению Министерства образования Московской области в этом году сотрудниками ЦООТ были созданы первые онлайн-курсы в области профессионального образования.
- Какие образовательные проекты по техническим специальностям планируете запустить в ближайшем будущем?
- На выпускников инженерных и естественно-научных направлений существует большой запрос в расположенном в Дубне Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ). Для развития прорывных научных проектов, включая Megascience, институту требуются именно талантливые, хорошо подготовленные инженеры-физики. Поэтому вместе с ОИЯИ в начале 2019 года мы запускаем новый проект «Международная инженерная школа». Имеется в виду создание в университете высшей инженерно-физической школы для подготовки инженерно-технической элиты. Сюда будут отбираться студенты с разных кафедр, прежде всего - инженерных и естественно-научных направлений, а также IT-направлений. Будем стремиться к тому, чтобы эти ребята получили эксклюзивную подготовку для работы на крупных физических установках ОИЯИ, и не только. Проектом предусмотрено, что часть практических курсов студенты смогут проходить в МГТУ имени Баумана и в других ведущих инженерных вузах.
Аналогичный проект мы разрабатываем совместно с Лабораторией информационных технологий ОИЯИ и в области IT-технологий. Создаем новую образовательную структуру, которая будет называться «Школа аналитики больших данных». Опираясь на опыт ОИЯИ, связанный с обработкой результатов физических экспериментов на больших ускорителях (прежде всего на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований в Женеве), начнем системно работать с отобранной группой студентов-айтишников. Эксклюзивность этого проекта в том, что в настоя настоящий момент в области обработки, хранения и анализа большого объема данных возникают направления, специалисты для которых пока нигде не готовятся. Ландшафт информационных технологий меняется настолько быстро, что образовательные стандарты, как в нашей стране, так и во всем мире, просто не успевают вовремя трансформироваться. Мы хотим заполнить этот пробел. В Дубне есть все необходимое для выполнения этой задачи: самое современное оборудование, высокоскоростные каналы связи и, главное, специалисты. Нужно сказать, что технологии работы с большими данными, их анализ востребованы не только в академической науке, но и в экономике, бизнесе и т.д.
- По какому принципу будут отбираться студенты в данные проекты?
- Главные критерии - способности к учебе и желание работать. В первую очередь будут привлекаться талантливые ребята, которые не имеют проблем с успеваемостью, чтобы потянуть дополнительную нагрузку по математике, инженерным дисциплинам и цифровым технологиям. Важно, что во время учебы эти студенты будут получать повышенную стипендию. С 3 курса они начнут активно работать на конкретных проектах под руководством инженеров-физиков или IT-специалистов в структурных подразделениях ОИЯИ. В момент окончания университета кроме основного диплома выпускники Международной инженерной школы и Школы аналитики больших данных получат документы о дополнительном образовании.
- Сколько студентов учится сегодня в университете «Дубна»?
- Мы не являемся крупным университетом, однако входим в топ-100 российских вузов по версии агентства «Эксперт РА». У нас около 8 тысяч студентов, включая обучающихся в пяти филиалах Московской области (Дмитров, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и Протвино). Университет «Дубна» является классическим университетом, т.е. у нас открыты IT-направления, гуманитарные направления (психология, социология, лингвистика и т.д.), естественно-научные (физика, химия, экология, геофизика и т.д.) и технические (ядерная физика, авиастроение, электроэнергетика и т.д.). Всего по высшему образованию у нас 73 направления обучения, которые включают бакалавриат, специалитет и магистратуру. Кроме этого имеется аспирантура. Мы также ведем обучение по 20 направлениям профессионального образования. Основная доля наших студентов, более 70%, учится за счет средств бюджета Московской области. Остальные - на договорной основе.
- Какие направления обучения популярны среди поступающих - гуманитарные или технические?
- Большим интересом у поступающих пользуется информационный блок, как на уровне высшего, так и уровне профессионального образования.
Есть определенные гуманитарные специальности, на которые очень большой конкурс - например, лингвистика. Пользуются интересом у ребят инженерно- технические специальности - очень популярны строительство и автомобилестроение. Подтверждением этого является рост в 2018 году по сравнению с предыдущим годом среднего балла ЕГЭ у поступающих на технические специальности: по некоторым направлениям увеличение достигало 10 баллов.
- Какие новые специальности появились за последний год?
- В университете постоянно появляются новые направления, которые мы лицензируем исходя из потребностей экономики Московской области. Это могут быть направления, на которые мы впоследствии получаем государственную поддержку или направления, которые мы развиваем на коммерческой основе. В этом году появились следующие специальности: информационные системы и программирование, техническое обслуживание и ремонт двигателей систем агрегатов автомобилей, эксплуатация транспортных технологических машин и комплексов.
- Какой результат работы можно отметить за последний год?
- У нас было много успехов, но особенно я хотел бы выделить успешную приемную кампанию. Отношение абитуриентов к университету изменилось в лучшую сторону - все больше поступающих считает его вузом, после окончания которого можно сделать интересную и успешную карьеру. В этом учебном году средний балл ЕГЭ вырос на 5 пунктов (для сравнения, в стране - на 1 балл). Сейчас средний балл по нашему университету составляет 67,4. Кроме того, на 20% выросло общее количество поданных заявлений и на 30% - количество ребят, которые имеют в сумме более 200 баллов ЕГЭ.
География мест, откуда к нам подают заявления, охватывает всю страну - в первую очередь это Московская область, Дубна, регионы, которые примыкают к Московской области, но не только они. К нам поступают с Дальнего Востока, юга РФ, Крыма и т.д.
- Вы сказали, что Университет «Дубна» входит в сотню лучших вузов России по версии рейтинга агентства «Эксперт РА». За счет каких показателей это удается?
- В сотню лучших вузов России по версии этого рейтинга мы входим уже в течение трех лет и сейчас занимаем 53 место. Рейтинг основан на трех категориях показателей. Первый тип показателей отражает условия для получения качественного образования в вузе: уровень преподавателей, объем финансирования на одного студента и др. Второй тип - уровень востребованности работодателями выпускников вуза. Как я уже говорил, мы очень тесно сотрудничаем с Объединенным институтом ядерных исследований, а также с другими уникальными работодателями Подмосковья - резидентами ОЭЗ «Дубна», предприятиями оборонно-промышленного комплекса. И третий набор показателей отражает уровень научно-исследовательской деятельности, включая количество лабораторий, средства, привлеченные на выполнение научно-исследовательский работ. Что касается наукометрических показателей, наш вуз находится в первой двадцатке рейтинга РИНЦ, показатель цитируемости преподавателей в российских специализированных журналах последние 5 лет составляет более 60 цитирований на каждого автора, индекс Хирша университета - 135.
При анализе всех трех показателей рейтинга используется независимое анкетирование - опрашиваются и работодатели, и сами студенты, которые должны оценить качество своего образования. У нас хорошая репутация у работодателей, но только совокупность всех трех факторов формирует итоговый рейтинг.
- Как быстро ваши выпускники находят работу после окончания университета? Какой процент из них работает по специальности?
- Более 90% ребят трудоустраиваются в первый год после окончания вуза. Причем 70% выпускников работают по специальности. Это очень высокие показатели.
Для трудоустройства выпускников мы создали Аналитический центр «Образование и карьера». Кроме того, у нас уже много лет 7 базовых кафедр готовят специалистов для ОИЯИ.
- Где стажируются студенты во время обучения?
- Студенты базовых кафедр Объединенного института ядерных исследований на старших курсах начинают работать в этой организации. Учась в магистратуре, они, как правило, уже получают долю ставки.
Кроме этого, мы отправляем студентов на зарубежные стажировки. Например, сейчас двое наших ребят находятся в университете Киндай в г. Осока в Японии, а студентка этого университета по обмену учится у нас, проводя много времени в нашем Центре прототипирования. В следующем году три наших студента уезжают учиться на физический факультет университета Федерико II в г. Неаполь, Италия. Соответственно, три итальянских студента приезжающих к нам. Они заинтересованы в наших программах по теоретической и математической физике. Студенты кафедры клинической психологии бывают на практике в Германии. Вот только некоторые примеры.
Конечно, у наших студентов есть возможность пройти летнюю практику и на предприятиях Дубны (если говорить про головной вуз), таких как ОИЯИ, МКБ «Радуга», НПК «Дедал», в компаниях-резидентах ОЭЗ «Дубна»: «Аэрокосмические системы», «Роспартнер», «Технокомплект», и многих других. Список очень большой, чтобы перечислить все организации.
- Сколько студентов стали призерами всероссийских олимпиад в 2018 году? На конкурсах международного уровня?
- За девять месяцев 2018 года из 45 участников 19 человек стали призерами всероссийских олимпиад. Среди них XVI Всероссийская студенческая олимпиада по экологии и природопользованию, олимпиады по английскому языку и ряду других дисциплин: «Информатика», «Управление персоналом», «Компьютерные сети» (организаторы - Intel, Академия интеллектуального развития), «Уголовное право», «Экологическое право», предметная интернет-олимпиада по электротехнике и электронике, первая студенческая олимпиада «Я - профессионал» и другие.
- Какая обновляется кадровый состав? Набирают ли молодых преподавателей?
- В университете насчитывается более 1600 сотрудников. Из них - более 600 профессоров, 143 доктора наук, около 300 кандидатов наук. Каждый пятый преподаватель - до 35 лет. Главным образом на преподавательскую молодежь рассчитана наша кадровая программа повышения квалификации.
- Сколько студентов получают правительственные и президентские стипендии?
- По итогам 2018 года 44 студента получают именные стипендии губернатора Московской области, 14 человек получают стипендии правительства Российской Федерации и 7 студентов получают стипендии президента РФ.
- Какой процент выпускников имеют красный диплом?
- С красным дипломом выпускаются около 30% студентов. В этом году таких 290 человек, а общий выпуск студентов ступени высшего образования - 930 человек.
- Сколько айтишников в год выпускает университет? Какой процент ваших выпускников остается в Дубне?
- В этом году университет выпустил 292 студента по информационному направлению, примерно треть от выпуска. Большинство из них остается в Дубне: устраиваются работать в Объединенный институт ядерных исследований и компании-резиденты ОЭЗ. Некоторые уезжают работать в Москву или рассредоточиваются по компаниям соответствующего профиля в Дубне и других регионах.
Всего в этом году университет выпустил 246 магистров. Из них 130 человек остались работать в Дубне, 34 человека - уехали в Москву. В другие города Московской области - 13 человек. Столько же выпускников уехали работать за границу.
- Какой процент школьников Дубны поступают в университет «Дубна»? Сколько местных и приезжих учится в «Дубне» сегодня? Сколько иностранцев?
- Из Дубны в университет ежегодно поступает около 20% абитуриентов - порядка 80-100 человек. Остальные - приезжие. Хотя среди приезжих многие не являются жителями Подмосковья, абитуриенты из других регионов поступают в университет с намерением остаться работать в Дубне. Как показывает наш опыт, это так и происходит в большинстве случаев. Общее количество иностранных студентов в настоящий момент - 245 человек.
- В каком направлении планируется развивать университет в ближайшие 5 лет?
- Мы видим наше развитие по так называемой модели «университета третьего поколения». Образовательный процесс в таких вузах отличает междисциплинарный подход, а организационная структура характеризуется отсутствием межфакультетских барьеров. Ключевым моментом стратегии университетов третьего поколения является привлечение лучших абитуриентов и подготовка на их основе студенческой элиты.
Из конкретных шагов ближайшего времени - создание инженерно-физического института, кафедры цифровой экономики и управления, заочной инженерно-технической школы для учащихся старших классов.
Мы надеемся, что наши авангардные образовательные проекты, о которых я говорил выше, Международная инженерная школа, Школа аналитики больших данных, помогут «обкатать» новые технологии обучения и транслировать их в будущем на весь университет.
Как подтвердить подлинность документов об ученых степенях и званиях в Подмосковье>>
Алиса Ирисова