Из воспоминаний Фирсова Алексея Ивановича
1941 год. Мне 20 лет. Я кадровый военный. После окончания с отличием в ноябре 1940 г. Военно-морского авиационно-технического училища им. Молотова в г. Пермь по специальности техник авиационный по вооружению, я был направлен для работы и прохождения службы в г. Севастополь в летно-испытательный институт авиации ВМФ (ЛИИ) на должность младшего техника-испытателя. Лучшего и желать нечего было.
До этого, будучи курсантом 2-го курса училища, зимой 1939 года нас тренировали в Перми работать в экстремальных условиях (температура до -39°) по подготовке вооружения самолетов к боевым вылетам. А затем, в феврале 1939 года, мы были направлены на стажировку в 124 полк Авиации Балтийского флота, который базировался в п. Котлы Ленинградской области и участвовал в войне с белофиннами. Вот там мы узнали, что такое техническая служба авиации в зимних условиях (работа на морозе -39° и жизнь в деревянных бараках с отоплением печками «буржуйками»). Севастополь был для нас настоящим раем. Город жил полнокровной жизнью: в театре флота выступала с оркестром Эди Рознера молодая Клавдия Шульженко, в городском театре на гастролях была Одесская оперетта.
Летно-испытательный институт, работая над испытанием новых типов гидросамолетов и вооружения к ним на морском и сухопутном полигонах Севастополя, с весны 1941 года вел работу по перебазированию в г. Осипенко (Бердянск) на Азовском море. Причина — невозможность испытательных полетов гидросамолетов в Севастопольской бухте из-за перегруженности бухты кораблями Черноморского флота. Кроме того, чувствовалось приближение войны.
Ранним утром 22 июня 1941 г. Севастополь был подвергнут бомбардировке немецкой авиацией, а Севастопольская бухта — минированию. Флот потерь практически не понес, т.к. корабли находились на рейде, а техника и испытательное оборудование ЛИИ уже было перебазировано в г. Осипенко. Началась Великая Отечественная война.
Находясь в городе Осипенко ЛИИ, испытывая новые образцы авиационного вооружения, занимался по заданию командования Черноморского флота довооружением катеров ЧФ и Азовской флотилии новой техникой.
Захват немцами Донбасса вынудил ЛИИ перебазироваться в г. Астрахань. В Астрахани испытательная работа чередуется с командировками в действующие авиационные части по внедрению и освоению новой авиационной техники.
Так в сентябре 1942 года я был командирован на 2 месяца во 2-ой гвардейский смешанный полк ВВС Северного флота в качестве инструктора по применению и пользованию парашют¬ными авиационными гранатами конструкции нашего института. Кроме инструктажа участвовал в подготовке вооружения самолетов полка к боевым вылетам.
С ноября 1942г. до конца войны ЛИИ находился в г. Баку. Я Участвовал в подготовке самолетов авиации Каспийской военной флотилии к боевым вылетам при битве за Кавказ.
Окончание войны и день Победы встретил в Крыму в составе испытательной бригады ЛИИ (испытывали самолет ТУ-2 конструкции ОКБ Туполева в варианте торпедоносца).
|