ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

04 марта 2021
Учёные из Дубны разработали тест-систему для выявления «гена долголетия»
Учёные из Дубны запатентовали метод, при помощи которого можно выяснить, имеется ли у конкретного человека предрасположенность к долгой жизни.

Как сообщается, метод отличается простотой и эффективностью. Он основан на выявлении особой формы гена FOXO3. Так, указывается, что к долголетию имеет отношение лишь редкая форма гена – rs2802288. Если он присутствует в организме, то шансы прожить более 100 лет заметно увеличиваются.





Для выявления гена специалисты Лаборатории ядерных исследований имени В. П. Джелепова ОИЯИ Елена Кравченко и Анастасия Иванова создали простую тест-систему.

Каких-либо особых знаний для этого метода не требуется, не обязательно даже личное присутствие пациента. Также тест-система способна выяснить, какие шансы имеет человек на передачу гена своим потомкам.

Источник: Discover24
08 февраля 2021
Ученые из Дубны запланировали открыть новые элементы таблицы Менделеева
Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в 2021 году начнет подготовительную работу по обнаружению сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева. Об этом сообщил директор ОИЯИ, академик РАН Григорий Трубников.

Ученые ОИЯИ, расположенного в Дубне, где в последние десятилетия уже были открыты 10 элементов таблицы Менделеева, в декабре прошлого года начали цикл экспериментов на фабрике по синтезу новых элементов.





«Наша цель, конечно, новые элементы следующего, восьмого периода таблицы Менделеева. В 2021 году мы закончим все подготовительные работы для этого амбициозного эксперимента, опробуем новый тип бомбардирующих ядер и новую мишень», — рассказал ТАСС директор ОИЯИ.

Фабрика сверхтяжелых элементов была впервые в мире запущена на базе ОИЯИ в марте 2019 года. Крупнейшие научные центры мира в настоящий момент ведут работы по синтезу новых элементов (119-й, 120-й и 121-й), которые ученые ОИЯИ рассчитывают получить первыми. Пять элементов, завершающих седьмой период таблицы Менделеева, за последние 20 лет были открыты в Дубне.

Источник: Телеканал 360°
02 февраля 2021
Кингисеппский машиностроительный завод отремонтировал главный двигатель танкера «Дубна»
Главный двигатель морского танкера "Дубна" 70Б 18 ДРПН 23/2х30 пройдет ремонт на Кингисеппском машиностроительном заводе по заказу ЦС "Звездочка". Об этом сообщает пресс-служба КМЗ.

Руководитель проекта Федор Рожков сообщает: "Предварительно двигатель был разобран в машинном отделении. Был разрезан корпус танкера, для дальнейшей выгрузки остова двигателя (Русский Дизель) с корабля. Ремонт двигателя будет произведен в заводских условиях с изготовлением нового остова".





Танкер выполняет задачи снабжения боевых кораблей ВМФ России. Администрация предприятия выражает отдельную благодарность инженерам сервисной службы: Владиславу Бойцову, Павлу Кобузову и Александру Бедусенко за проявленный профессионализм в ходе реализации проекта.

Фото: КМЗ

Источник: Sudostroenie.info
30 января 2021
Участок воздушной ЛЭП над железной дорогой в Талдоме отремонтировали сотрудники Мособлэнерго
Сотрудники Мособлэнерго отремонтировали часть воздушной линии электропередачи над железной дорогой. Об этом пишет «Радио 1».

Отмечается, что ремонтирование линии электропередачи над железной дорогой в деревне Полуденовка Талдомского городского округа планировалось раньше, но из-за загруженности ремонтники смогли приступить к работам только сейчас.





Также необходимо было регламентированное отключение ЛЭП. Только сейчас удалось устранить все проблемы.

Работники Талдомского сетевого участка Сергиево-Посадского филиала компании провели под железной дорогой кабельную подсечку. Для этого пришлось провести бурильные работы в районе рельсов.

Источник: Подмосковье Сегодня
22 января 2021
Фабрика сверхтяжелых элементов в Дубне выпустила первую партию ядер московия
Физики Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне провели первую серию экспериментов по синтезу сверхтяжелых ядер на новом ускорителе ДЦ-280 — «Фабрике сверхтяжелых элементов». Всего было зафиксировано 27 событий рождения ядер московия (115 элемента), в дальнейшем ученые планируют эксперименты по синтезу новых элементов — 119 и 120. О результатах эксперимента на заседании программно-консультативного комитета ОИЯИ по ядерной физике рассказал сотрудник Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Владимир Утенков.

Сотрудники Лаборатории ядерных реакций имени Флерова за последние 20 лет синтезировали пять новых элементов, завершающих седьмой период таблицы Менделеева: 114 (флеровий), 115 (московий), 116 (ливерморий), 117 (теннессин) и 118 (оганесон). Все они были получены в экспериментах на циклотроне У-400, где мишень из тяжелых элементов бомбардировали пучком ионов. Циклотрон неоднократно модернизировали, но для синтеза более тяжелых элементов — 119 и 120 — и детального изучения ядерных и химических свойств уже известных нужна была более высокая производительность.

Поэтому в конце 2000-х годов было решено создать новую установку — Фабрику сверхтяжелых элементов, — которая должна была обеспечить в десять раз более высокий поток ионов — 10 микроампер против 1 микроампера на У-400 (интенсивность пучка заряженных частиц измеряется в тех же единицах, что и сила тока). Это позволяет увеличить количество столкновений ионов с мишенью и, следовательно, число родившихся ядер.

Установка ДЦ-280 была впервые запущена в марте 2019 года, а 26 ноября 2020 года начался первый эксперимент по синтезу сверхтяжелого элемента московия в реакции америция-243 (играл роль мишени) и кальция-48 (снаряд).





Как сообщил Утенков, в период до 20 декабря ученым удалось зафиксировать 27 событий рождения 115-го элемента. Это сопоставимо с общим числом ядер этого элемента, синтезированных за все предыдущие годы — начиная с 2003 года. В результате столкновений ядер америция-243 и кальция-48 возникало «компаунд-ядро» с массой 291, которое затем остывало, «испаряя» 2, 3 или 4 нейтрона. В результате возникали изотопы московия с массами 289, 288, 287. Полученные изотопы существовали от нескольких сотых долей секунды до единиц секунд, а затем распадались, порождая разные цепочки распадов.

В дальнейшем ученые планируют провести серию экспериментов с реакцией плутония-242 и кальция-48, чтобы получить 114 элемент — флеровий — и исследовать его химические свойства. Чтобы сделать следующий шаг и синтезировать 119 и 120 элементы таблицы Менделеева, необходимо сменить снаряд, проверенный кальций-48 использовать уже будет нельзя. Сейчас ЛЯР планирует получить для этого устойчивый и интенсивный пучок титана-50.

Как сообщил N + 1 Андрей Попеко, заместитель директора Лаборатории ядерных реакций, первые эксперименты с пучком титана-50 уже были проведены, были получены ядра 104-го элемента, но для синтеза элементов 119 в реакции с берклием и 120 — с калифорнием — интенсивность пучка мала, ее нужно поднять в пять-десять раз. Кроме того, титан очень агрессивен химически при высокой температуре в источнике, поэтому надо искать соединения с низкой температурой кипения — металлоорганику.

Если ЛЯР удастся, как в прошлые годы, получить изотопы берклия и калифорния для мишени от коллег из США, то первые попытки синтеза 119-го и 120-го элемента могут быть предприняты примерно через год, говорит Попеко.

Сергей Кузнецов
21 января 2021
На выездном совещании главы решалась судьба ж/д переезда в Вербилках
Позиция главы Талдомского округа по подъездному переезду через железнодорожные пути в районе Привокзальной улицы в Вербилках неизменна – сохранение проезда. Это единственный путь, обеспечивающий доступность скорой, полиции и иных служб к жителям этой улицы.

У РЖД – иные намерения: демонтаж ж/д переезда, хотя на первом этапе (письмо от РЖД от 3.09.2020 года, подписанное заместителем начальника дирекции филиала ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры С.В.Максимцевым) существовали иные договорённости.

Цитата: «на 2021 год запланирован демонтаж данного пути с сохранением проездов автомобильного транспорта». Ведомственная переписка обширна и демонстрирует непоследовательность позиции РЖД по данной проблеме.

Для детализации ситуации на место 20 января выехал глава Талдомского округа Юрий Крупенин с председателем Совета депутатов округа Михаилом Аникеевым, группой специалистов. В совещании участвовал и представитель РЖД.





Учитывая интересы жителей Привокзальной улицы, в том числе по обеспечению доступности оперативных служб, глава настаивает либо на сохранении настила, либо на его полном разборе вместе с участком ж/д путей для проезда автомобильного транспорта.

Но позиция РЖД принципиально иная – демонтаж деревянного настила, но сохранение ж/д путей, что лишает улицу транспортной доступности.

В ходе совещания достигнуть договорённости не удалось.

В этом случае администрация Талдомского округа при нарушении ОАО РЖД ранее достигнутых договоренностей, а также во исполнение своих полномочий по обеспечению необходимых условий жизни проживающих на территории округа оставляет за собой право обратиться в прокуратуру.

Администрация Талдомского городского округа
27 декабря 2020
В Дубне создали сверхэффективный гель для остановки кровотечений
Научно-образовательный центр «Физхимбиофарм», являющийся подразделением университета «Дубна», совместно с партнёрами разработал новое эффективное и безопасное средство для остановки кровотечения – гидрогель на основе природных полисахаридов, сообщили «Радио 1» в Мининвесте Московской области.

Разработанный гидрогель способен быстро остановить кровотечения различной этиологии, а также обладает выраженным антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Доказано, что эффективность разработки в 2,5-3 раза превосходит аналогичные коммерческие препараты.





«Исследовательский центр «Физхимбиофарм» был создан в марте этого года в целях разработки и создания прорывных химических и фармацевтических технологий. Сегодня мы уже можем видеть первые результаты этой деятельности. К настоящему моменту еще целый ряд разработок центра уже прошел скрининговые исследования и вышел на доклинические испытания. Поэтому уже в ближайшей перспективе от «Физхимбиофарм» можно ожидать новых препаратов и лекарственных средств, которые помогут спасать жизней людей», – отметила министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

Министр также напомнила, что уже в ближайшем будущем в центре планируется открыть лаборатории биосенсоров, лаборатории молекулярного и квантово-химического моделирования, а также лаборатории биополимеров. Это позволит проводить на базе «Физхимбиофарм» сложнейшие исследования и даже начать производство компонентов для лекарств.

Источник: Радио 1
21 декабря 2020
Реконструкцию картофелехранилища за 500 млн руб. в Талдоме завершат в начале 2021 года
Подмосковное предприятие "Агрофирма Бунятино" завершает реконструкцию картофелехранилища мощностью 10,4 тыс. тонн в начале 2021 года, сообщает пресс-служба Минсельхозпрода Подмосковья.

"Реконструкция здания стоянки для сельскохозяйственных машин с изменением назначения под картофелехранилище завершается на территории села Николо-Кропотки Талдомского городского округа области. Мощность проекта составит 10,4 тыс. тонн единовременного хранения", - приводятся в сообщении слова министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Сергея Воскресенского.

Он отметил, что основные строительные работы на площадке завершены на 90%.





"На сегодняшний день установлено оборудование, идёт наладка и апробирование работы всех инженерных систем в разных режимах эксплуатации для дальнейшей закладки выращенной продукции. Осуществляется благоустройство территории. Ведется сбор и подготовка исполнительной документации для сдачи объекта надзорным органам", - отметил Воскресенский.

Объём инвестиций, вложенных в проект, составляет порядка 500 миллионов рублей.

По плану картофелехранилище будет введено в эксплуатацию во втором квартале следующего года, добавил Воскресенский.

Источник: Интерфакс - Россия
15 декабря 2020
Железнодорожную платформу Карманово реконструируют в 2021 году
Стартовала реконструкция железнодорожной платформы Карманово, сообщает пресс-служба администрации городского округа Дубна.

"Началась реконструкция платформы Карманово Савеловского направления (...) Реконструкцию планируется завершить в 2021 году", - говорится в сообщении.





Будет возведена новая пассажирская платформая, на которой смонтируют систему аудиооповещения, разместят навес от осадков и установят два новых информационных табло.

До этого пригородные поезда будут осуществлять посадку и высадку пассажиров на временной деревянной платформе.

Источник: Интерфакс - Россия
04 декабря 2020
Программу тестирования беспилотных систем для автомобилей запустят в Дубне
Программа тестирования беспилотных систем для автомобилей будет запущена в этом месяце в Дубне, передает пресс-служба подмосковного Мининвеста. Реализацией проекта займутся компании «Интеллектуальные решения» и «Цифровые дороги».

Компания «Интеллектуальные решения» разработала платформу, которая будет осуществлять функции автопилота 1-2 уровней. На этом этапе тестирование будет проводиться под контролем операторов.





Система способна анализировать дорожную ситуацию и предлагать оптимальные алгоритмы движения. Полученные по итогам тестирования данные можно будет использовать для дальнейшей разработки беспилотных систем, а также для оперативного реагирования на ДТП и принятия решений о модернизации транспортной инфраструктуры.

Как отметила глава министерства Екатерина Зиновьева, власти региона активно оказывают поддержку подобным исследованиям. Так, в прошлом году компания получила грант на десять миллионов рублей.

Источник: Подмосковье Сегодня
01 декабря 2020
Порядка семи тысяч респираторов в сутки начнет выпускать новый завод в Талдоме
Порядка семи тысяч респираторов в сутки начнет выпускать новый завод «СветЛайн», который открылся в технопарке «Металлист» на территории подмосковного Талдома, передает «Интерфакс» со ссылкой на администрацию округа.

«На данный момент запущена одна линия производства, которая позволяет производить семь тысяч масок-респираторов в сутки», - говорится в материале.





Там уточнили, что на заводе идет выпуск респираторов KN95, носить которые можно в течение двенадцати часов. Предприятие создало пятнадцать новых рабочих мест.

Уже в феврале на заводе планируют открыть вторую линию, тогда объем производства вырастет до тридцати тысяч респираторов в сутки.

Источник: Подмосковье Сегодня
25 ноября 2020
Тихий час отменяется: у детсадовцев из Дубны появилась собственная телестудия
Малыши детского сада № 11 в Дубне приглашают на интервью интересных горожан и проводят тематические ток-шоу. А все благодаря собственной телестудии. Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснила, как журналистская практика помогает детям открыть в себе новые таланты, какие передачи придумали юные ведущие и почему воспитатели не вмешиваются в творческий процесс.

ПОДСМОТРЕЛИ У ДРУГИХ

Дошколята из детского сада № 11 Дубны – частые гости студии городского телеканала. Со взрослыми журналистами малыши познакомились на одном из праздников в детсаду, на который съемочная группа приехала на репортаж. Детям так понравилось наблюдать за работой корреспондентов и оператора, что они попросили устроить для них мастер-класс по созданию новостных сюжетов.

– И пошло-поехало! – улыбается заведующая детсадом № 11 Елена Велякова. – На следующий день после похода на телевидение ребята засыпали меня просьбами организовать для них собственное место, где они могли бы практиковаться. Недавно мы осуществили мечту детей и создали студию в театральном классе.

Съемочный уголок выглядит вполне по-взрослому: на стене висит баннер с названием детского канала «Созвездие», на фоне которого снимают выпуски. Ведущие читают новости за собственным столиком, напротив находится зрительный зал с мягкими пуфами для гостей передач.

ВОПРОСЫ ПРО КОТОВ

У малышей уже есть пара авторских программ – новости детского сада и «звездные» интервью. Как правило, героями ток-шоу становятся работники образовательного учреждения. Неделю назад дети пригласили в студию пекаря, который рассказал им о пользе хлеба и тонкостях его приготовления. Но стенами детсада выбор гостей не ограничивается.

– К нам приходили пожарные, – рассказывает Елена. – Ведущие засыпали их вопросами о том, как часто приходится бороться с огнем в Дубне, для чего нужна специальная одежда и сколько котов им удалось вытащить из огня. Чтобы на все ответить, пожарным пришлось немного задержаться.

В студии занимаются ребята из старших групп. Сначала им было сложно привыкнуть, что во время записи нельзя разговаривать и что-то выкрикивать с места без разрешения ведущих. Тогда воспитатели стали показывать ролики детям после монтажа и разбирать вместе с ними то, что получилось. Малыши быстро поняли, что лишние возгласы портят сюжеты. Теперь маленькие корреспонденты прислоняют к губам указательные пальцы и укоризненно смотрят на воспитателя, если в середине новостного выпуска у него случайно звонит телефон.





ВОСПИТАТЕЛИ В СТОРОНЕ

Занятия в студии добровольные – сидеть перед камерой никого не заставляют. Но никто из малышей еще не упустил шанс попробовать себя в роли ведущих.

– Сейчас активно готовимся к Новому году, – делится Велякова. – Воспитатели не вмешиваются в процесс, чтобы дети сами решили, какую передачу хотят сделать. Остановились на игре «Угадай мелодию». Журналисты не только составляют список песен, которые нужно будет опознать, но и выбирают праздничные костюмы.

На каждом занятии по тележурналистике присутствует логопед, который учит ребят технике речи и помогает с произношением сложных слов. Воспитатели отмечают, что практика в студии не только побуждает детей разговаривать четче, учит правильно и красиво излагать мысли и отстаивать свое мнение, но и придает малышам уверенность в себе.

Анастасия Михеева

Источник: Подмосковье Сегодня
18 ноября 2020
Три новых комплекса видеофиксации установят на автодорогах между Дубной и Кимрами
Центр организации дорожного движения Тверской области через портал госзакупок ищет поставщика стационарных комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения.56°16 47.03"

Из бюджета на это выделено 45 млн рублей. На эти деньги рассчитывают приобрести 18 комплексов по 2,6 млн рублей за каждый.

Комплексы должны уметь фиксировать скорость транспортных средств в любое время суток и в любых метеоусловиях, выезд на встречную полосу, нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, несоблюдение разметки и другие нарушения. Камеры должны быть защищены от повреждений бронестеклом.

Также в документации указано, где должны быть установлены новые комплексы. Они появятся на региональных автодорогах:

Район
(населенный пункт)

Наименование дороги

Километр дороги

(н.п. Саватьево)

Тверь-Рождествено -1-е Мая-Ильинское

15 км

(н.п. Крева)

Дубна-Кимры-Горицы

5,9 км

(н.п. Заводской)

Дубна-Кимры-Горицы

27,9 км.

(н.п. Селехово)

Конаково-Дулово-Высоково

2км. 50м.

(н.п. Тарлаково)

Конаково-Дулово-Высоково

13 км.

(н.п. Рождествено)

Тверь – Рождествено – 1-е Мая – Ильинское

44 км.

(н.п. Клетино)

Кимры-Клетино-Дубна

6 км.

В случае заключения контракта комплексы должны быть установлены до 20 декабря 2020 года.

Источник: Афанасий-бизнес
07 ноября 2020
Семь вопросов про российский коллайдер NICA, который строят в подмосковной Дубне
Многие уже знают, что коллайдер – это такая штука, в которой учёные сначала разгоняют, а потом сталкивают разные частицы и смотрят, что из этого получится. Но не все догадываются, что Большой адронный коллайдер* далеко не единственный в своём роде. Разобраться в тонкостях отечественного коллайдеростроения нам помог главный конструктор проекта NICA – MPD Николай Дмитриевич Топилин.

А что, у нас есть коллайдер?

Да. Его строят в Дубне (Подмосковье), на базе Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ). Носит он красивое имя “Ника” (NICA), что расшифровывается как Nuclotron-based Ion Collider fAcility – сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжёлых ионов. Строительство началось в 2013 году вокруг "Нуклотрона", запущенного ещё в 1993-м. Первый запуск запланирован на 2022 год.

Недавно мы писали, что сердце российского коллайдера прибыло в Дубну.

Чем он отличается от Большого?

Большой коллайдер (БАК) называется адронным, так как в нём сталкиваются частицы адроны. В нашем же приставки "адронный" нет, так как сталкивать будут другие вещи.

– В мире много коллайдеров – как готовых, так и в процессе строительства. И каждый из них рассчитан на разгон определённых частиц. Большой коллайдер был заточен на подтверждение существования частицы Хиггса. Он разгоняет протоны, наш будет разгонять ионы золота 57-й зарядности. Задачи у коллайдеров разные – это их основное отличие, – говорит Николай Топилин.

Непохожи NICA и БАК размерами. Большим наш коллайдер никак не назовёшь, скорее крошечным. Для сравнения: у БАКа длина кольца для разгона частиц равняется 27 км, у NICA – всего 500 метров.

А зачем нам такой маленький коллайдер?

Размер нашего коллайдера вовсе не умаляет его значимости для науки.

– Да, наверное, он у нас самый маленький в мире, но зато удаленький, – отвечает конструктор. – Как я уже говорил, решаются разные задачи. Допустим, если вам на огород нужно немного песка привезти, вы же не карьерный самосвал заказываете. Так и здесь. БАК работает на одних энергиях, наш на других – более низких. Ещё один пример: если вы плеснёте кружку воды на раскалённые камни, то увидите воду и пар, больше ничего. А если вы потихоньку нагреваете воду в кастрюльке на плите, то заметите образование пузырьков, их схлопывание, кипение и так далее. То есть вы видите переходные процессы. Для этого не нужна огромная энергия, а скорее наоборот. Вот и нашу "Нику" можно сравнить с кастрюлькой на плите, а БАК – с раскалёнными камнями.

Какая от него польза?

Главная задача, которая стоит сейчас перед NIСA, – изучение структуры Вселенной примерно на десятой микросекунде после Большого взрыва, произошедшего около 13 миллиардов лет назад. Но это не единственное предназначение отечественного коллайдера.

– Во-первых, это развитие фундаментальной науки, – отвечает инженер. – Когда мы строим коллайдер, мы работаем со сверхвысоким вакуумом. Вакуум, который недостижим на расстоянии ближайшей тысячи километров от Земли. Получить его на нашей планете можно только в специальных условиях, с NICA же мы создаём вселенную в лаборатории. Это неизученная часть физики, поэтому всем интересно, что же там будет происходить.

Пригодится коллайдер для изучения и освоения космоса, в медицине, при создании принципиально новых материалов и технологий и даже для утилизации радиоактивных отходов.

– У нас в лаборатории есть установка, которая уже десятки лет работает на медицину, здесь изучаются новые методы лечения раковых опухолей. В рамках подготовки полёта на Марс в нашей лаборатории проходят эксперименты, которые помогут понять влияние радиации на человека. Также у нас есть проект "Энергия трансплантации", где мы изучаем на пучках наших ускорителей процессы, которые потом позволят перерабатывать ядерные отходы в невредные и параллельно получать из них энергию. Всё это уже помогает изучать само строительство коллайдера, – продолжает учёный.





Коллайдер – это путь в неизведанное?

– Не совсем. Практически всё, что изучается, заранее предсказывается теоретически. Если вы загуглите, зайдёте на сайт проекта NICA, то там уже всё есть, даже диаграммы нарисованы. Непосвящённый человек подумает: зачем строить такую дорогостоящую штуку, вот уже всё написано, подсчитано и даже на картинках нарисовано. Ну а кто сказал, что это действительно верно?! Поэтому нужно всё проверить опытным путём, – говорит Николай Топилин.

Кстати, учёные уже давно рассчитали, что было в первые секунды Большого взрыва.

– Была барионная материя. Если сравнивать, то это как каша. На первых секундах (точнее – десять в минус шестой секунды) эта каша состояла из протонов и нейтронов. Насколько горячо? 10 в 13 степени градусов. Нарисуйте 10 и ещё 13 нулей добавьте. Сто градусов – уже кипяток, при одной – полутора тысячах градусов плавится металл, пять тысяч градусов – плазма; это всего три нуля, а здесь будет тринадцать!!! Через 3 минуты в этой каше уже шло образование лёгких ядер. Через триста тысяч лет станет попрохладнее. Всего лишь три тысячи градусов. А миллиард лет назад уже появилась комфортная "космическая" температура. Вселенная расширяется, плотность падает, температура падает, – делится с Metro конструктор проекта.

Сколько стоит коллайдер?

Понятно, что коллайдер – игрушка дорогая. Только та деталь, которую называют "сердце" коллайдера, стоит 17 млн долларов. Есть запчасти подешевле: например, магнитопровод стоит полтора миллиона евро.

– Стоимость всего проекта сейчас трудно озвучить. Начали 10 лет назад, он ещё не закончен, влияют колебания курса и так далее. В начале предполагалось, что проект будет стоить 147 млн долларов. Во сколько он реально обойдётся, трудно сказать. Наверняка больше, так как меньше не может быть по определению, – говорит профессор.

А вдруг иностранцы опередят наши открытия?

Как уже говорилось, коллайдеров в мире строят просто пруд пруди. В ЦЕРН (ребята, которые построили Большой адронный) уже анонсировали проект, по сравнению с которым сам БАК будет выглядеть детской игрушкой. Будущий кольцевой коллайдер FCC (Future Circular Collider) расположится на территории Франции и Швейцарии и будет иметь периметр 100 км (против 27 км Большого). Но оказывается, что в вопросах, связанных с коллайдерами, нет такого, как в "гонке вооружений".

– Это же практически всё международные проекты. Мы не конкурируем, а сотрудничаем, – делится Николай Дмитриевич. – Часто везде работают одни и те же люди. Наши работы дополняют друг друга. Если на каком-то коллайдере появились данные, то ими гордятся и делятся. В Германии сейчас строится аналогичный с NICA проект. И мы с ними будем одновременно заниматься одним и тем же. Если в двух научных центрах будут работать над одной тематикой, то можно сравнить результаты и убедиться в их правильности. Мы активно привлекаем, открыто приглашаем учёных, инженеров со всего мира, наши специалисты посещают другие конференции. И везде мы пропагандируем наш проект. Работы очень много, непочатый край.

* cамый большой и мощный ускоритель частиц в мире, расположенный на франко-швейцарской границе около города Женевы. В своё время было очень много опасений, что его испытания могут привести к концу света.

Источник: Газета Metro
06 ноября 2020
В подмосковную Дубну доставлен магнит, который станет сердцем нового российского коллайдера
Сегодня Дубна осталась без электроснабжения. Но это не результат стихийного бедствия, а тщательно спланированная операция, к которой жители города оказались готовы, и более того, ждали ее с нетерпением. Высоковольтные провода пришлось убирать с маршрута следования 125-тонного магнита. Строительство уникального сооружения уже заканчивается, и совсем скоро ученые с его помощью попробуют заглянуть в истоки мироздания.

Мимо дачных участков и дубнинских лесных опушек проезжает груз стоимостью 15 миллионов евро. В огромном 120-тонном контейнере — сверхпроводящая катушка магнита для нового российского коллайдера NICA.

Аккуратно, медленнее, чем скорость шага, провозят ценный научный груз. Магнит очень чувствителен к колебаниям, поэтому не должно быть ни малейшей тряски. Не просто транспортировка — целая спецоперация. Шоковые датчики внутри контейнера показывают, все ли в порядке во время перевозки.

Заранее перекрыты улицы. Большую часть Дубны обесточили. По пути следования научного груза есть участки с линиями электропередач. Провода поднимают с помощью крана.

Многие жители города приехали сюда только для того, чтобы посмотреть на эту громадину. И, кажется, в наукограде никому не надо объяснять, что же это такое и для чего. Знают и взрослые, и дети.

- Знаем, что это сверхпроводящий магнит для ускорителя, знаем, что собирали его в Италии.

- Чтобы ускорять частицы сталкивать и смотреть, что получится.

Магнит изготовили в Италии по проекту российских ученых. Из-за размеров и хрупкости доставка только водным путем. Сначала морем, потом Нева и Волга и по Каналу имени Москвы. В порту саркофаг встречали ученые из Дубнинского Объединенного института ядерных исследований.





«Конструкция магнита позволит достичь очень высокой однородности этого магнитного поля, такой, какой не достигалось ни в одних известных на сегодня магнитах. Это очень сложная конструкция, требующая высокой точности», — поясняет директор Лаборатории физики высоких энергий им. В.И. Векслера и А. М. Балдина Владимир Кекелидзе.

Катушка магнита — это самая большая неразборная часть будущего коллайдера NICA. Она — сердце одного из детекторов, которые и будут анализировать данные экспериментов. Тяжелые частицы ионов разгоняются и с огромной скоростью сталкиваются. Таким образом можно прикоснуться к тайнам нашей Вселенной. По сути, ученые откроют такие явления, для которых просто еще нет научной теории. Например, можно получить вещество из самого сердца нейтронных звезд.

«Нейтронные звезды находятся, конечно, очень далеко, мы не можем слетать туда и потрогать их. Мы можем изучить их, лишь когда нам выпадет такая возможность. В NICA мы можем изучить их подробно», — говорит профессор Варшавского политехнического университета Адама Кисель.

На месте строительства коллайдера NICA уже тонны комплектующих для детекторов. В скором времени здесь приступят к сборке магнита. Итальянскую катушку установят в гигантское магнитное ярмо.

«Это самая важнейшая часть. После этого мы будем стремиться точно выставить все элементы этого криостата для того, чтобы достигнуть возможности провести испытания и убедиться в однородности магнитного поля, которое является важнейшим элементом чувствительности детектора», — поясняет директор Объединенного института ядерных исследований Виктор Матвеев.

Уже в 2022 году должны начаться первые эксперименты. Помимо фундаментальной науки, ожидается, что коллайдер послужит для огромного количества прикладных дисциплин. Например, в медицине. Исследования помогут в лечении раковых опухолей пучками направленных частиц. А для космической отрасли — изучение воздействия радиации на приборы. Это поможет сделать ближе возможность полетов к дальним планетам.

Петр Дерягин

Источник: Первый канал



Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
Партнеры

Город Кимры.ru

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2016 - 2021 Город-Дубна.рф