Поиск по сайту   
+7 (905) 606 01 96
79056060196@ya.ru
Общественный информационный портал
Дата: 07 ноября 2020

Семь вопросов про российский коллайдер NICA, который строят в подмосковной Дубне

Семь вопросов про российский коллайдер NICA, который строят в подмосковной Дубне

Многие уже знают, что коллайдер – это такая штука, в которой учёные сначала разгоняют, а потом сталкивают разные частицы и смотрят, что из этого получится. Но не все догадываются, что Большой адронный коллайдер* далеко не единственный в своём роде. Разобраться в тонкостях отечественного коллайдеростроения нам помог главный конструктор проекта NICA – MPD Николай Дмитриевич Топилин.

А что, у нас есть коллайдер?

Да. Его строят в Дубне (Подмосковье), на базе Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ). Носит он красивое имя “Ника” (NICA), что расшифровывается как Nuclotron-based Ion Collider fAcility – сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжёлых ионов. Строительство началось в 2013 году вокруг "Нуклотрона", запущенного ещё в 1993-м. Первый запуск запланирован на 2022 год.

Недавно мы писали, что сердце российского коллайдера прибыло в Дубну.

Чем он отличается от Большого?

Большой коллайдер (БАК) называется адронным, так как в нём сталкиваются частицы адроны. В нашем же приставки "адронный" нет, так как сталкивать будут другие вещи.

– В мире много коллайдеров – как готовых, так и в процессе строительства. И каждый из них рассчитан на разгон определённых частиц. Большой коллайдер был заточен на подтверждение существования частицы Хиггса. Он разгоняет протоны, наш будет разгонять ионы золота 57-й зарядности. Задачи у коллайдеров разные – это их основное отличие, – говорит Николай Топилин.

Непохожи NICA и БАК размерами. Большим наш коллайдер никак не назовёшь, скорее крошечным. Для сравнения: у БАКа длина кольца для разгона частиц равняется 27 км, у NICA – всего 500 метров.

А зачем нам такой маленький коллайдер?

Размер нашего коллайдера вовсе не умаляет его значимости для науки.

– Да, наверное, он у нас самый маленький в мире, но зато удаленький, – отвечает конструктор. – Как я уже говорил, решаются разные задачи. Допустим, если вам на огород нужно немного песка привезти, вы же не карьерный самосвал заказываете. Так и здесь. БАК работает на одних энергиях, наш на других – более низких. Ещё один пример: если вы плеснёте кружку воды на раскалённые камни, то увидите воду и пар, больше ничего. А если вы потихоньку нагреваете воду в кастрюльке на плите, то заметите образование пузырьков, их схлопывание, кипение и так далее. То есть вы видите переходные процессы. Для этого не нужна огромная энергия, а скорее наоборот. Вот и нашу "Нику" можно сравнить с кастрюлькой на плите, а БАК – с раскалёнными камнями.

Какая от него польза?

Главная задача, которая стоит сейчас перед NIСA, – изучение структуры Вселенной примерно на десятой микросекунде после Большого взрыва, произошедшего около 13 миллиардов лет назад. Но это не единственное предназначение отечественного коллайдера.

– Во-первых, это развитие фундаментальной науки, – отвечает инженер. – Когда мы строим коллайдер, мы работаем со сверхвысоким вакуумом. Вакуум, который недостижим на расстоянии ближайшей тысячи километров от Земли. Получить его на нашей планете можно только в специальных условиях, с NICA же мы создаём вселенную в лаборатории. Это неизученная часть физики, поэтому всем интересно, что же там будет происходить.

Пригодится коллайдер для изучения и освоения космоса, в медицине, при создании принципиально новых материалов и технологий и даже для утилизации радиоактивных отходов.

– У нас в лаборатории есть установка, которая уже десятки лет работает на медицину, здесь изучаются новые методы лечения раковых опухолей. В рамках подготовки полёта на Марс в нашей лаборатории проходят эксперименты, которые помогут понять влияние радиации на человека. Также у нас есть проект "Энергия трансплантации", где мы изучаем на пучках наших ускорителей процессы, которые потом позволят перерабатывать ядерные отходы в невредные и параллельно получать из них энергию. Всё это уже помогает изучать само строительство коллайдера, – продолжает учёный.





Коллайдер – это путь в неизведанное?

– Не совсем. Практически всё, что изучается, заранее предсказывается теоретически. Если вы загуглите, зайдёте на сайт проекта NICA, то там уже всё есть, даже диаграммы нарисованы. Непосвящённый человек подумает: зачем строить такую дорогостоящую штуку, вот уже всё написано, подсчитано и даже на картинках нарисовано. Ну а кто сказал, что это действительно верно?! Поэтому нужно всё проверить опытным путём, – говорит Николай Топилин.

Кстати, учёные уже давно рассчитали, что было в первые секунды Большого взрыва.

– Была барионная материя. Если сравнивать, то это как каша. На первых секундах (точнее – десять в минус шестой секунды) эта каша состояла из протонов и нейтронов. Насколько горячо? 10 в 13 степени градусов. Нарисуйте 10 и ещё 13 нулей добавьте. Сто градусов – уже кипяток, при одной – полутора тысячах градусов плавится металл, пять тысяч градусов – плазма; это всего три нуля, а здесь будет тринадцать!!! Через 3 минуты в этой каше уже шло образование лёгких ядер. Через триста тысяч лет станет попрохладнее. Всего лишь три тысячи градусов. А миллиард лет назад уже появилась комфортная "космическая" температура. Вселенная расширяется, плотность падает, температура падает, – делится с Metro конструктор проекта.

Сколько стоит коллайдер?

Понятно, что коллайдер – игрушка дорогая. Только та деталь, которую называют "сердце" коллайдера, стоит 17 млн долларов. Есть запчасти подешевле: например, магнитопровод стоит полтора миллиона евро.

– Стоимость всего проекта сейчас трудно озвучить. Начали 10 лет назад, он ещё не закончен, влияют колебания курса и так далее. В начале предполагалось, что проект будет стоить 147 млн долларов. Во сколько он реально обойдётся, трудно сказать. Наверняка больше, так как меньше не может быть по определению, – говорит профессор.

А вдруг иностранцы опередят наши открытия?

Как уже говорилось, коллайдеров в мире строят просто пруд пруди. В ЦЕРН (ребята, которые построили Большой адронный) уже анонсировали проект, по сравнению с которым сам БАК будет выглядеть детской игрушкой. Будущий кольцевой коллайдер FCC (Future Circular Collider) расположится на территории Франции и Швейцарии и будет иметь периметр 100 км (против 27 км Большого). Но оказывается, что в вопросах, связанных с коллайдерами, нет такого, как в "гонке вооружений".

– Это же практически всё международные проекты. Мы не конкурируем, а сотрудничаем, – делится Николай Дмитриевич. – Часто везде работают одни и те же люди. Наши работы дополняют друг друга. Если на каком-то коллайдере появились данные, то ими гордятся и делятся. В Германии сейчас строится аналогичный с NICA проект. И мы с ними будем одновременно заниматься одним и тем же. Если в двух научных центрах будут работать над одной тематикой, то можно сравнить результаты и убедиться в их правильности. Мы активно привлекаем, открыто приглашаем учёных, инженеров со всего мира, наши специалисты посещают другие конференции. И везде мы пропагандируем наш проект. Работы очень много, непочатый край.

* cамый большой и мощный ускоритель частиц в мире, расположенный на франко-швейцарской границе около города Женевы. В своё время было очень много опасений, что его испытания могут привести к концу света.

Источник: Газета Metro
Дата: 07 ноября 2020 | Просмотров: 387





ГОРОД КИМРЫ.RU
Компенсационные автобусы запустят на Савеловском направлении 17-18 и 24-25 апреля

В связи с изменением расписания ряда поездов Савеловского и Белорусского направлений МЖД 17-18 и 24-25 апреля пассажиров будут перевозить компенсационные автобусы. Об этом сообщили в пресс-службе Центральной ППК.

«В выходные дни, 17 апреля с 12:00 до 12:00 18 апреля и 24 апреля с 12:00 до 12:00 25 апреля, скорректирован график движения поездов на МЦД-1, Белорусском и Савеловском направлениях <…> Для пассажиров дальних электропоездов в эти дни будут назначены компенсационные автобусы», - говорится в сообщении.

Уточняется, что 17 и 24 апреля автобусы будут курсировать по следующим маршрутам: Вербилки - Дубна и в обратном направлении, Вербилки - Савелово и обратно, Можайский вокзал - Дорохово.

По воскресеньям, 18 и 25 апреля, автобусы проследуют по маршрутам Савелово - Талдом, Талдом - Вербилки, Савелово - Вербилки и обратно, Кубинка - Можайский автовокзал.

Для проезда на компенсационном транспорте пассажирам необходимо предъявить проездные документы на пригородные поезда, действительные на данном маршруте.

В пресс-службе напомнили, что изменения связаны с капитальным ремонтом второго главного пути на участке Бескудниково - Марк и по станции «Марк».

Источник: Москва
Читать дальше
В Кимрском районе водолазы ищут неизвестную дыру в мутной воде | Видео

В Кимрском районе Тверской области водолазы ищут пробоину на дне мутной реки. Об этом рассказали в сообществе "Кимры сегодня".

Причиной стала утечка в дюкере с питьевой водой в реке Волга в районе Савелово. Пробоину обнаружили еще зимой, а 15 апреля на место вызвали тверских водолазов и их коллег с канала имени Москвы. Для поиска в трубу прекратили подачу воды и пустили воздух, водолазам необходимо найти, где именно он выходит из трубы. Приборы подтверждают, что повреждение находится на этом отрезке.

Однако перед водолазами встала проблема. Из-за схода весенних вод река очень мутная, течение слишком быстрое, а глубина всего 11 метров. Кроме того, трубы дюкера диаметром в 40 сантиметров каждая находятся на глубе 1,5 метров в грунте. Кимрский порт предоставил водолазам буксир, с которого они проводят поисковые работы.

Местные жители не ощутили на себе проблемы с трубопроводом, так как все это время питьевую воду им регулярно поставляли с другой части города.

Источник: Московский Комсомолец Тверь
Читать дальше



ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
06 ноября 2020
В подмосковную Дубну доставлен магнит, который станет сердцем нового российского коллайдера


Сегодня Дубна осталась без электроснабжения. Но это не результат стихийного бедствия, а тщательно спланированная операция, к которой жители города оказались готовы, и более того, ждали ее с нетерпением. Высоковольтные провода пришлось убирать с маршрута следования 125-тонного магнита. Строительство уникального сооружения уже заканчивается, и совсем скоро ученые с его помощью попробуют заглянуть в истоки мироздания.

Мимо дачных участков и дубнинских лесных опушек проезжает груз стоимостью 15 миллионов евро. В огромном 120-тонном контейнере — сверхпроводящая катушка магнита для нового российского коллайдера NICA.

Аккуратно, медленнее, чем скорость шага, провозят ценный научный груз. Магнит очень чувствителен к колебаниям, поэтому не должно быть ни малейшей тряски. Не просто транспортировка — целая спецоперация. Шоковые датчики внутри контейнера показывают, все ли в порядке во время перевозки.

Заранее перекрыты улицы. Большую часть Дубны обесточили. По пути следования научного груза есть участки с линиями электропередач. Провода поднимают с помощью крана.

Многие жители города приехали сюда только для того, чтобы посмотреть на эту громадину. И, кажется, в наукограде никому не надо объяснять, что же это такое и для чего. Знают и взрослые, и дети.

- Знаем, что это сверхпроводящий магнит для ускорителя, знаем, что собирали его в Италии.

- Чтобы ускорять частицы сталкивать и смотреть, что получится.

Магнит изготовили в Италии по проекту российских ученых. Из-за размеров и хрупкости доставка только водным путем. Сначала морем, потом Нева и Волга и по Каналу имени Москвы. В порту саркофаг встречали ученые из Дубнинского Объединенного института ядерных исследований.





«Конструкция магнита позволит достичь очень высокой однородности этого магнитного поля, такой, какой не достигалось ни в одних известных на сегодня магнитах. Это очень сложная конструкция, требующая высокой точности», — поясняет директор Лаборатории физики высоких энергий им. В.И. Векслера и А. М. Балдина Владимир Кекелидзе.

Катушка магнита — это самая большая неразборная часть будущего коллайдера NICA. Она — сердце одного из детекторов, которые и будут анализировать данные экспериментов. Тяжелые частицы ионов разгоняются и с огромной скоростью сталкиваются. Таким образом можно прикоснуться к тайнам нашей Вселенной. По сути, ученые откроют такие явления, для которых просто еще нет научной теории. Например, можно получить вещество из самого сердца нейтронных звезд.

«Нейтронные звезды находятся, конечно, очень далеко, мы не можем слетать туда и потрогать их. Мы можем изучить их, лишь когда нам выпадет такая возможность. В NICA мы можем изучить их подробно», — говорит профессор Варшавского политехнического университета Адама Кисель.

На месте строительства коллайдера NICA уже тонны комплектующих для детекторов. В скором времени здесь приступят к сборке магнита. Итальянскую катушку установят в гигантское магнитное ярмо.

«Это самая важнейшая часть. После этого мы будем стремиться точно выставить все элементы этого криостата для того, чтобы достигнуть возможности провести испытания и убедиться в однородности магнитного поля, которое является важнейшим элементом чувствительности детектора», — поясняет директор Объединенного института ядерных исследований Виктор Матвеев.

Уже в 2022 году должны начаться первые эксперименты. Помимо фундаментальной науки, ожидается, что коллайдер послужит для огромного количества прикладных дисциплин. Например, в медицине. Исследования помогут в лечении раковых опухолей пучками направленных частиц. А для космической отрасли — изучение воздействия радиации на приборы. Это поможет сделать ближе возможность полетов к дальним планетам.

Петр Дерягин

Источник: Первый канал
Читать дальше

05 ноября 2020
Благоустройство пешеходных зон завершили в поселке Вербилки Талдомского округа


В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в поселке Вербилки Талдомского округа завершили благоустройство пешеходной зоны, сообщает пресс-служба Министерства благоустройства Московской области.

«Вербилки — поселок городского типа, расположенный на живописном берегу реки Дубна возле устья реки Якоть. Главной достопримечательностью поселка является завод "Фарфор Вербилок", основанный в XVIII веке английским купцом Гарднером и имеющий мировую известность по сегодняшний день», — уточняется в материале.

Министр благоустройства Московской области Михаил Хайкин рассказал, что в основе концепции благоустройства пешеходной зоны поселка Вербилки лежит идея создания удобного и современного пешеходного пространства для всех.

Пешеходное пространство центра Вербилок связывает самые главные объекты поселка: фарфоровый завод, парк, администрацию, храм.

Функциональное зонирование центральной части общественного пространства поделено на пять участков: ярмарочную площадь, пешеходную улицу, улицы Советская, Войлокова и Забырина.





В результате благоустройства новый вид обрела улица Забырина, которая является главной пешеходной зоной Вербилок. Здесь выполнено обустройство пешеходных дорожек, вдоль которых расставили скамьи и урны, установили новую систему уличного освещения, для комфортного пребывания на благоустроенной территории в вечернее время. Также здесь обустроили велосипедную дорожку.

Ярмарочную площадь замостили тротуарной плиткой, также обустроили места для спокойного отдыха и провели озеленение.

На пешеходной зоне от улицы Забырина до улицы Советской со стороны ярмарочной площади и на улице Советской выполнили обустройство тротуаров, сделали современное освещение, установили скамейки и урны, а также провели озеленение.

Прогулочную зону с обновленными пешеходными тротуарами, скамейками, урнами, и современным уличным освещением, обустроенной детской площадкой с безопасным резиновым покрытием получили жители домов № 2 и 4 по улице Войлокова. Также здесь обустроили контейнерную площадку и установили автоматические шлагбаумы.

Министерство благоустройства Московской области
Читать дальше

04 ноября 2020
Из Италии в Дубну прибыли части магнита, изготовленные по заказу ОИЯИ в Генуе


Из Италии в Дубну прибыли части магнита, изготовленные по заказу ОИЯИ в Генуе. Общий вес саркофага 120 тонн.

Из порта «Бронка» Санкт-Петербурга в Дубну ценный груз доставляли следующим путем: р. Нева — Ладожское озеро — Онежское озеро — Белое озеро — Рыбинское водохранилище — р. Волга — р. Дубна.

Последний участок пути длиной в 2,8 км от порта до площадки ОИЯИ его повезут на специальном транспорте со всеми предосторожностями.





После разгрузки и распаковки криостат будет установлен с высокой точностью в железном ярме магнита весом 700 тонн, монтаж которого уже начат в павильоне MPD.

Таким образом, завершается один из важнейших этапов в создании уникального магнита — базового элемента детектора MPD коллайдерного комплекса NICA.

Источник: Телеканал «Дубна»
Читать дальше

02 ноября 2020
Автоматический кераторефрактометр поступил в детскую поликлинику Дубненской больницы


Автоматический кераторефрактометр поступил в детскую поликлинику Дубненской больницы. Оборудование применяется для диагностики и выявления таких патологий, как астигматизм, миопия, гиперметропия и других нарушений зрения.

Медтехника закуплена по поручению Губернатора Московской области Андрея Воробьева в рамках национального проекта «Здравоохранение».





«Офтальмологический кабинет нашей детской поликлиники пополнился современной медтехникой. Новое оборудование обеспечивает высочайшую точность и надежность измерений даже при диаметре зрачка 2 мм», - рассказал главный врач Дубненской больницы Алексей Осипов.

Для работы на новом оборудовании специалист прошел соответствующее обучение и уже применяет его в работе.

Министерство здравоохранения Московской области
Читать дальше

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
Партнеры

Город Кимры.ru

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2016-2021 Город-Дубна.рф