Дата: 03 сентября 2019

Бюст легендарного летчика-испытателя Григория Бахчиванджи открыли во дворе первой школы Дубны

Бюст легендарного летчика-испытателя Григория Бахчиванджи открыли  во дворе первой школы Дубны

Бюст легендарного летчика-испытателя Григория Бахчиванджи открыли на школьной линейке в день начала нового учебного года, 2 сентября, во дворе первой школы Дубны. Утром 3 сентября у входа в канал имени Москвы установили поклонный крест в память о строителях канала.

«Рисковал и Бахчиванджи, направляя в небо свой самолет…» Эта фраза из школьного диктанта почему-то прочно запомнилась мне с тех ушедших времен. Думала ли я, что когда-нибудь своими глазами увижу тот самый самолет БИ, который направлял в небо знаменитый летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. И что встречусь взглядом с самим летчиком.

Памятник легендарному ракетному истребителю-перехватчику БИ-1, ставший и памятником конструктору Березняку, был открыт в Дубне предновогодним утром 29 декабря 2007 года – в день 95-летия первого главного конструктора МКБ «Радуга» Александра Яковлевича Березняка. Он стоит на территории МКБ «Радуга», в музее под открытым небом.

2 сентября 2019 года, через 12 лет, во дворе дубненской школы №1, которая носит имя А.Я.Березняка, сдернули покров с бюста летчика Григория Бахчиванджи.

История испытательного полета Бахчиванджи на самолете БИ ярка и трагична.





Еще за год до Великой Отечественной войны молодому инженеру Александру Березняку пришла идея создать самолет-перехватчик с быстро разгоняющим боевую машину жидкостным ракетным двигателем. Самолет должен был молниеносно взлетать, чтобы настичь и уничтожить врага, а возвратиться на свой аэродром после охоты можно было, планируя и с неработающим двигателем.

Авторов у первого такого советского ракетного истребителя стали Александр Березняк, отвечавший за конструкцию самолета, и Алексей Исаев, работавший над двигателем. Самолет назвали БИ – по первым буквам фамилий обоих авторов: БерезнякИсаев. Проект самолета БИ-1 Наркомат авиационной промышленности СССР одобрил 22 июня 1941 года. Через три недели проект был готов. На его реализацию – выпуск чертежей и постройку машины в металле – было отпущено 35 дней!

БИ-1 испытывали в воздухе, но без двигателя, который еще нуждался в доработке.

Его младшего брата БИ-2, оснащенного новым двигателем, в первый «огневой вылет» 15 мая 1942 года направил уже успевший повоевать с нацистами под Москвой на боевых машинах МиГ-3 Григорий Бахчиванджи. Своим полетом на БИ-2 он открыл эру реактивной авиации. Через год во время испытательного полета легендарный летчик погиб.

Открывая памятник летчику-испытателю Григорию Бахчиванджи, его младший коллега, Герой Советского Союза, летчик-испытатель Владимир Кондауров вспомнил слова Юрия Гагарина: «Если бы не было этого полета, то не было бы, наверное, и нашей космонавтики».

Владимир Кондауров живет в Дубне. Памятник летчику Бахчиванджи установлен во дворе школы №1 на его личные средства.

Источник: Открытая Дубна Дата: 03 сентября 2019 | Просмотров: 1632






Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
Партнеры

Город Кимры.ru

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2016 - 2023 Город-Дубна.рф