Поиск по сайту   
+7 (905) 606 01 96
79056060196@ya.ru
Общественный информационный портал городского округа Дубна

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

19 февраля 2020

Cовещание по улучшению качества сервиса в поездах «Дубна-Москва»

С начала января от жителей Дубны поступали вопросы о качестве сервиса в поездах «экспресс» на маршрутах Дубна-Москва-Дубна. Состоялось совещание по улучшению качества сервиса в поездах "Дубна-Москва".

Многие обращали внимание на: условия содержания вагонов, отопление вагонов, наличие проводников и охраны, возможность купить билет с конкретным номером вагона и местом на вечерние поезда «экспресс», увеличившееся время в пути.

Также жителей волновало использование подвижного состава (поезда ЭГ-2Тв «Иволга»), не предназначенного для поездок, длительность которых более одного часа. Для решения указанных вопросов в Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области состоялось совещание представителей администрации г.о. Дубна с руководителями профильных подразделений министерства, а также с исполнительным директором Центральной пригородной пассажирской компании Коневым И.В.





По результатам совещания приняты следующие решения:

• проработать возможность замены старых составов ЭД-4М и новых ЭГ-2Т «Иволга» на новые составы ЭП-2Д, предназначенные для длительных поездок;
• принять к сведению информацию АО «Центральная ППК» об экономической целесообразности продажи билетов с конкретным номером места и вагона у вечерних экспрессов и целесообразность привлечения проводников на вечерние маршруты, в виду низкого пассажиропотока;
• усилить контроль санитарной обработки «экспрессов» Москва-Дубна;
• обеспечить присутствие проводников и охраны в фирменных «экспрессах» на всём протяжении маршрута;
• провести мониторинг пассажиропотока в «экспрессах» Москва-Дубна; определение целесообразности остановки на ст. «Долгопрудная»;
• рассмотреть возможность продления маршрута поезда «экспресс» до г. Одинцово с остановкой «Инновационный центр» (по запросу пассажиров);
• проинформировать жителей Дубны, что после ввода в эксплуатацию III и IV главных путей на участке Москва-Лобня, время в пути от Москвы до Дубны сократится до 2 часов (2023-2024г.).

Источник: Открытая Дубна
12 февраля 2020

Шторы не нужны. В Дубне будут производить стекла с переключаемой прозрачностью

В Дубне придумали, как производить недорогие стекла с переключаемой прозрачностью. Оно может стать темно-синим за пару минут.

Для полного обесцвечивания стекла достаточно 70 секунд. Процесс окрашивания занимает порядка 80 секунд, рассказали инженеры. Можно сделать так, что окно моментально станет светонепроницаемым, и назойливый солнечный луч не разбудит утром. А в лобовое стекло — и в ясную, и в пасмурную погоду — будет одинаково хорошо видно.

«Берутся два стекла, на которые определенным образом наносятся реактивы. И собирается триплекс — два стекла склеиваются между собой. Подается напряжение и стекло меняет цвет с прозрачного на темно-синий», — объяснил технологию Алексей Дмитриев, генеральный директор ООО «СмартЭлектроГласс».

Дубненские инженеры придумали, как удешевить процесс получения «умного стекла». Они используют другие методы напыления, менее дорогие. Установку для этого разработали сами. Она стоит не полтора миллиона долларов, а 20 тысяч. В итоге квадратный метр стекла получается в шесть раз дешевле зарубежных аналогов — всего 15 тысяч рублей.

«Наши стекла, кроме того, что прочные и звуконепроницаемые, позволяют в зимний период экономить на отоплении, а в летнее — на охлаждении помещения. За счет того, что технология не пропускает ультрафиолет и инфракрасное излучение», — уточнил Алексей Дмитриев.





Особенно выгодны такие стекла в промышленных зданиях, где много окон. Но и в жилых домах удастся сэкономить в месяц до 500 рублей из двух тысяч, которые в среднем уходят на оплату отопления одной квартиры. «умное стекло» используется также в медицине, в интерьере, для зонирования помещений.

Уровень проницаемости может меняться даже автоматически, если подключить стекло к датчикам освещения или температуры. Устройство отлично вписывается в концепцию «Умного дома».

«„СмартЭлектроГласс“ — один из высокотехнологичных стартапов, направленных на создание новых материалов. Проекты в этой сфере являются одним из приоритетных направлений в деятельности нашего НАНО-центра. Мы стараемся развивать проекты, которые ни в чем не уступают лучшим зарубежным технологиям, а во многом и превосходят зарубежные проекты», — отметила Анастасия Куракина, генеральный директор АО «МИНЦ».

Специалисты компании перешли к завершающей стадии отработки технологии. Создан экспериментальный участок, а промышленное производство планируется открыть в следующем году.

Источник: Телеканал 360°
10 февраля 2020

11-13 февраля отменяются электропоезда на участке Яхрома - Дубна

Некоторые пригородные поезда Савеловского направления Московской железной дороги с 11 по 13 февраля будут ходить по другому расписанию, пишут на официальном сайте столичного мэра. Это связано с плановыми ремонтно-путевыми работами на участке Каналстрой — Вербилки.

Изменения будут действовать с 11:25 до 14:25. Дневные поезда будут следовать по укороченному маршруту.

Они будут игнорировать участки Яхрома — Дубна, Каналстрой — Вербилки и Савелово Каналстрой.





Пассажирам следует быть внимательными и рассчитывать маршрут заранее. Пассажиров просят заранее ознакомиться с изменениями в расписании.

На вокзалах, остановочных пунктах и на нашем сайте уже внесли корректировки в движение поездов.

Источник: Вести Подмосковья
08 февраля 2020

Таблицу Менделеева пополнят космическими элементами. Если они долетят

Таблица Д. И. Менделеева может расшириться за счет элементов, прилетевших из космоса, 8 февраля сообщил научный руководитель лаборатории ядерных реакций в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна) академик Юрий Оганесян в интервью ТАСС.

Возможность регистрации новых элементов зависит от ответа на два вопроса. Во-первых, могут ли в принципе существовать элементы, отличные от уже найденных на Земле. И второй — смогут ли они до нас долететь из других мест Вселенной.





«Вопрос делится на две части: могут ли вообще образовываться новые элементы, помимо тех, которые мы знаем, доживут ли они — это будет второй вопрос. На вопрос, могут ли образовываться новые, ответ будет скорее положительным, а вот доживут ли они? Где происходит этот процесс: на других планетах, в других галактиках — смогут ли они до нас долететь, это <…> вопрос, который требует очень детальных исследований»,  — сказал Оганесян.

На Земле раньше тоже существовали элементы, которых сейчас нет. Они просто не дожили до наших дней, пояснил академик.

Напомним, в течение последних 20 лет в ОИЯИ открыты пять ранее неизвестных элементов, которые закрывают седьмой период таблицы Д. И. Менделеева. Это элементы под номерами 114 (флеровий), 115 (московий), 116 (ливерморий), 117 (теннессин) и 118 (оганесон).

Источник: Красная весна
03 февраля 2020

Завод по производству скоростных судов могут запустить в 2021 году в Дубне

Завод по производству скоростных судов ООО «Мортех» в подмосковной ОЭЗ «Дубна» планируют запустить во второй половине 2021 года, сообщили в региональном Министерстве инвестиций и инноваций.

На заводе будут производить плавательные аппараты катамаранного типа – Falco. Они отличаются легкой и прочной конструкцией, позволяющей минимизировать нагрузку на двигатель. Инвестиции в строительство завода в ОЭЗ «Дубна» оцениваются в 481 млн рублей. На предприятии будет создано 32 рабочих места.

«Запуск производства запланирован на вторую половину 2021 года. Начало коммерческой деятельности запланировано в течение шести-восьми месяцев после запуска производства», – уточнил заместитель председателя правительства Московской области Вадим Хромов.





Подбором площадки для «Мортеха» занималась Корпорация развития Московской области. Под производство выделен участок в 2,5 на территории «Дубны». Площадь цехов запланированного к строительству предприятия, как сообщалось ранее, может составить 13 тыс. кв. м.

В Корпорации считают, что после выхода на проектную мощность, «Мортех» может занять до 10% рынка судов в денежном выражении. Там ожидают высокий спрос на продукцию резидента ОЭЗ ввиду отсутствия в РФ подобных предприятий. В качестве потенциальных потребителей продукции «Мортеха» рассматривают не только гражданское население, но предприятия оборонного комплекса.

По данным Kartoteka.ru, ООО «Мортех» с уставным капиталом 18 млн рублей зарегистрировано в подмосковной Дубне в сентябре 2019 года. Руководят предприятием Мария Жаворонкова и Анастасия Куликова, они же выступают его владелицами – 84% и 16% соответственно.

Маргарита Мордовина

Источник: Агентство Бизнес Информации
31 января 2020

Два спутника связи готовят к запуску в Дубне. Они обеспечат доступ в интернет для всей страны

Крупнейший телепорт Восточной Европы ЦКС «Дубна» готовится к запуску новых спутников связи. Они помогут обеспечить доступ в интернет даже в труднодоступных регионах страны.

Спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103» готовят к запуску на геостационарную орбиту. В центре космической связи «Дубна» (ЦКС) настраивают и проверяют наземное оборудование. Задача центра — обеспечить пуск и дальнейшее обслуживание спутников.

«Спутники войдут в состав нашей орбитальной группировки и должны существенно расширить возможности космического сегмента в интересах Дальнего Востока и Сибири. Обеспечить как каналы телевизионного вещания, так и каналы широкополосного доступа в интернет», — рассказал генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Юрий Прохоров.

На «Экспресс-80» возлагают особые надежды. Сотрудники предприятия «Космическая связь» отметили, что спутник займет стратегически важную позицию и обеспечит доступ к современным услугам связи всей стране.

«Мы защитили орбитально-частотный ресурс. Это удобная и выгодная позиция для организации канала связи всей страны. Из нее одинаково хорошо видно и Калининград, и Владивосток. Поэтому он будет востребован и внесет экономический, финансовый вклад в наше предприятие», — пояснил Юрий Прохоров.





Специалисты дистанционно управляют всем комплексом телепорта из аппаратной центра связи «Дубна». Здесь же, по сути, контролируют качество услуг связи по всей стране. Речь идет о спутниковом телевидении и интернете.

«От качественной работы всего этого оборудования и зависит, что на каком-то корабле, идущем по Северному морскому пути, есть интернет, смотрят телевидение. В школе в Якутии то же самое», — отметил генеральный директор ЦКС «Дубна» Александр Дука.

Сигналы от всех спутников предприятия «Космическая связь» сначала поступают сюда и только потом — в центр управления полетами в Москве. Начальник смены Александр Малышев и пятеро его коллег 24 часа в сутки отслеживают все каналы связи, которые проходят через ЦКС. Данные выводятся на мониторы.

ЦКС «Дубна» обеспечивает и связь Кремля с Белым домом США. На связь с американцами Дубна выходит каждый день.

Специалисты ЦКС обеспечивают связь во время чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. «Затопленный Ленск — один из примеров. Всегда есть мобильная группа и оборудование, которое быстро собирается и доставляется туда, куда нужно организовать связь», — сказал Александр Дука.

Последние три года специалисты ЦКС «Дубна» работают над предоставлением доступа в интернет в так называемом К-диапазоне. Для этого построили уникальную антенную систему, которая позволяет подключить абонентов к интернету со средней скоростью доступа 6–10 Мбит/с. Эта услуга востребована в малых городах и труднодоступных регионах. Например, в условиях вечной мерзлоты. И не только жителям, но и президенту России в рабочих поездках по стране.

«Выше качество — ниже цена для потребителей. Сложности для нас: чем выше частота, тем больше на нас влияют погодные условия», — рассказал Александр Дука.

В январе ЦКС «Дубна» отмечает 40 лет. Все это время практически непрерывно идет модернизация оборудования. Для такой высокотехнологичной отрасли это необходимое условие существования. Вот и сейчас обновляют системы контроля. Все для того, чтобы всегда оставаться на связи.

Источник: Телеканал 360°
28 января 2020

Сотрудники ОИЯИ нашли внеземной сплав в челябинском метеорите

В составе метеорита Челябинск, который взорвался в небе над Южным Уралом в феврале 2013-го года, был обнаружен камасит — сплав железа и никеля, который не встречается на Земле. Исследование, по итогам которого ученые смогли уточнить состав Челябинского метеорита, провели сотрудники Объединенного института ядерных исследований (Дубна).

Сотрудник ОИЯИ Денис Козленко говорит, что на Земле практически нет камасита. Если никелистое метеоритное железо и встречается в природе, то речь идет о материале космического происхождения. "Нам удалось уточнить состав метеорита Челябинск при помощи нейтронной дифракции, томографии, радиографии, а также оптических методов исследования. В частности, в веществе метеорита был обнаружен камасит — сплав железа и никеля", — рассказал ученый.





В Челябинском государственном университете прокомментировали открытие коллег из Дубны, и заявили, что это никакое не открытие — по словам доцента кафедры теоретической физики ЧелГУ, кандидата физматнаук Сергея Замоздры, челябинские ученые обнаружили камасит в метеорите Челябинск задолго до сотрудников ОИЯИ.

"Камасит образуется в метеоритах при сверхбыстром охлаждении разогретого вещества. Это довольно перспективный материал для создания электроники будущего. Если говорить конкретно о метеорите Челябинск, то еще в 2016 году вышла книга "Челябинский суперболид", в которой есть сведения о составе этого небесного тела. И там, среди прочих веществ, упоминается и камасит", — отметил Замоздра.

Источник: Planet Today
12 января 2020

«В Дубне можно воспроизвести сотворение мира». Зачем нужны новые сверхтяжелые элементы

Зачем нужны новые элементы, о которых мало кто знает, кроме физиков-ядерщиков, вписывающих их в периодическую таблицу Менделеева? Академик Юрий Оганесян, посвятивший жизнь охоте за флеровиями и оганесонами, объяснил, что это — наш шанс разгадать устройство мира. А заодно рассказал, как это знание его изменит.

«Огонек» в рамках совместного медиапроекта со Сколковским институтом науки и технологий продолжает публикацию цикла интервью с ведущими отечественными физиками. В № 37 за 2018 год была опубликована беседа с Владимиром Захаровым; в № 39 за 2018 год — с Ильдаром Габитовым; в № 45 за 2018 год — с Валерием Рубаковым; в № 2 за 2019 год — с Альбертом Насибулиным, в № 11 за 2019 год — с Алексеем Старобинским, в № 20 — со Львом Зелёным, в № 23 — с Михаилом Фейгельманом, в № 30 — с Александром Белавиным, в № 38 — с Валерием Рязановым.

Российские физики готовы приступить к синтезу 119-го и 120-го элементов периодической таблицы Менделеева. На вопрос «зачем?» отвечают так: это позволит расширить наши знания о материи и, возможно, поправит сам периодический закон Менделеева в области очень тяжелых, еще не открытых элементов.

Что нужно для решения этой задачи? В подмосковной Дубне в Объединенном институте ядерных исследований уже построили новую лабораторию, которую назвали «Фабрика сверхтяжелых элементов». Хотя на самом деле на фабрику все это похоже не очень. Тысячи причудливо изогнутых труб самого разного диаметра, соединяющих части установки, создают технологичный геометрический рисунок, напоминая кадры из научно-фантастических фильмов. В трех залах с высокой степенью радиационной защиты расположено новейшее экспериментальное оборудование — различные установки с магнитами, камерами, детекторами… Центр «Фабрики» — новый ускоритель ДЦ-280. Эксперименты, которые тут планируют проводить, тоже кажутся вполне научно-фантастическими: ученые собираются получать ядра элементов, которых нет и не было в природе. На их установке каждую секунду происходят десятки триллионов ядерных реакций. Чтобы получить новое вещество, ученые обстреливают ядро-«мишень» ядрами-«снарядами». «Снаряды» разгоняются до гигантской скорости в 25 тыс. км/с, а затем врезаются во вращающееся колесо с секторами из титановой фольги, на которую нанесены миллиграммы вещества-мишени. В сепараторе легкие атомы, как в мелком сите, отделяются от тяжелых, тем более от сверхтяжелых элементов, которые так интересуют физиков. Сложность в том, что образование нового элемента — редкий процесс, поэтому результата иногда приходится ждать годами. Больше всего на эффективность работы влияет интенсивность пучка — в новом ускорителе она в десять раз больше, чем была в ускорителях предыдущих. Для того чтобы проверить работу новой машины, в Дубне уже готовы воспроизвести эксперимент с получением открытых ранее 114-го и 115-го элементов (флеровия и московия), а потом пойдут дальше. Будущие эксперименты в Дубне станут важным тестом современной теории ядер и атомов.

— Юрий Цолакович, ученым известно 118 элементов — от водорода до оганесона. За последние 15 лет в Дубне синтезировали пять новых элементов, теперь Россия — лидер этого научного направлении. Объясните, почему для поиска последующих элементов пришлось прервать работу и строить новую мега-установку?

— Потому что на старой ничего нового мы бы уже не сделали. По своим параметрам, прежде всего по наработке сверхтяжелых атомов «Фабрика» превосходит все, что есть в этой области в мире. Это открывает новые возможности как в синтезе новых элементов, так и в детальном изучении их свойств. Например, раньше мы получали в среднем всего один атом 118-го элемента в месяц. «Фабрика» же позволит получать уже десятки атомов. Также мы планируем изучить другие недавно открытые элементы — коперниций (112), флеровий (114) и московий (115), о свойствах которых пока известно немного.

Считается, что элементы 113−118 могут прояснить процесс образования элементов в природе, а синтез 119-го и 120-го элементов позволит нам открыть восьмой ряд таблицы Менделеева и продвинуться к еще более тяжелым.

Пока мы о них ничего не знаем. Возможно, эти элементы откроют нам неизвестную и яркую область химии. Но, чтобы туда добраться, нужно придумать новые подходы их получения и изучения их свойств.

— В чем принципиальная сложность в получении следующих элементов?

— Ситуация, действительно, такова: чем тяжелее элемент, тем сложнее его получить. Чтобы создать ядро нового элемента, взаимодействующие ядра «снаряда» и «мишени» должны слиться друг с другом, стать целым. Для этого им надо подойти друг к другу достаточно близко, чтобы включились в игру короткодействующие ядерные силы, иными словами — произошло сильное взаимодействие. Для этого ядро «снаряда» нужно сначала разогнать до огромной скорости, в 0,1 скорости света, чтобы преодолеть отталкивание двух положительно заряженных ядер — «мишени» и «снаряда». Сегодня основная проблема в том, что мы используем в качестве мишеней искусственные элементы тяжелее урана, которые получают на ядерных реакторах с высоким потоком нейтронов. В мире существуют два подобных реактора. Один в Ок-Ридже, США (именно здесь был впервые произведен плутоний для американской атомной бомбы.— «О»), второй у нас — в Димитровграде Ульяновской области. Но самый тяжелый элемент, который можно наработать на этих реакторах в необходимом количестве, — калифорний (элемент 98). (Калифорний-252 — самый дорогой промышленный металл в мире, один его грамм стоит четыре миллиона долларов.— «О».).

— Теперь вам надо менять «снаряд»?

— Да, именно так. 118-й элемент мы получили при слиянии ядер кальция и калифорния. Теперь вместо чрезвычайно эффективного кальция нужно брать более тяжелый элемент. Следующим в таблице Менделеева стоит титан, но с ним, как мы убедились, эффективность получения сверхтяжелых элементов сразу падает.

— Но сейчас на «Фабрике» вы будете использовать как раз титан?

— Да, получить 120-й элемент мы надеемся, сталкивая титан с калифорнием. Мишень из изотопов калифорния уже готовят наши коллеги из Национальной лаборатории в Ок-Ридже (США). Затем будем использовать реакцию слияния титана с берклием для получения 119-го элемента. С берклием работать сложнее, он быстро распадается: его количество убывает вдвое через 320 дней!





Остров сокровищ

— Вы помянули «остров стабильности», подобраться к которому физики мечтали десятки лет. Что он собой представляет?

— Сначала это была теория, которая, без преувеличения, создавалась в конце 1960-х всеми теоретиками мира. До этого долгое время считалось, что, если в периодической таблице переходить от урана, элемента с порядковым номером 92, к элементам с более высокими номерами, продолжительность их жизни будет стремительно уменьшаться. И уже на 100-м элементе они прекратят свое существование. Считалось, что такое движение ведет к пределу существования материального мира.

Однако из новой теории следовало, что далеко за пределами известных в то время тяжелых радиоактивных элементов, там, где по старой теории ядра существовать не могут, будет большая область так называемых сверхтяжелых элементов, значительно более стабильных, чем их легкие предшественники.

— То есть теоретически они могли бы существовать в природе?

— Да, именно так. После этих прогнозов во всем мире начался настоящий бум: сверхтяжелые трансурановые элементы искали в космических лучах, в метеоритах, в лунных и земных образцах. Их пытались синтезировать в мощных атомных реакторах. Затем в мощных ядерных взрывах (пять попыток предприняли в США). К сожалению, эти усилия не привели к результатам.

— А когда начали синтезировать на ускорителях?

— Параллельно в других крупных ядерно-физических лабораториях мира ставились эксперименты по искусственному синтезу гипотетических сверхтяжелых элементов. Мы тоже были заняты этой проблемой. Но целых 15 лет напряженной работы также не дали результатов. Анализируя причины неудач, мы решили кардинально изменить подход к синтезу сверхтяжелых. Мы поняли: в силу того, что заветная область («остров стабильности сверхтяжелых элементов») относится к ядрам с большим избытком нейтронов, мы с помощью наших средств просто не дотягиваемся до этого «острова сокровищ».

Нам надо изменить материал «снаряда» и «мишени». Показателем того, что мы действительно высадились на «остров», станет резкий подъем времени жизни этого тяжеловеса. Но для этого необходимо иметь максимально доступный избыток нейтронов в ядрах «снаряда» и «мишени». Поэтому мы решили в качестве ядра-«снаряда» взять редкий изотоп —кальций-48. Если наиболее распространенный изотоп кальций-40 содержит 20 нейтронов, то в кальции-48 их на 8 больше. Этот изотоп чрезвычайно редкий и дорогой.

— Недавно вице-президент Лондонского королевского общества опубликовал видео с прозрачным пузырьком с белым порошком и сказал, что это одно из самых дорогих веществ на Земле: шесть граммов кальция-48 стоимостью полтора миллиона долларов.

— У нас кальций-48 производят в городе Лесном под Екатеринбургом. В первой попытке получения пучка ионов кальция-48 и первого эксперимента с ним по получению 102-го элемента мы увидели в полном масштабе преимущество этого «снаряда». Но огромный расход, около 40 миллиграммов в час, в нашей установке исключал его использование для синтеза сверхтяжелых, мы просто не «вытянули» бы таких затрат. Однако к началу 1990-х у нас появилась идея, как можно поставить эксперимент по синтезу 114-го элемента. Правда, положение науки к тому времени было ужасающим. Помню, как тогда пришел в гости к жене Г. Н. Флерова — она тоже физик (самого его к тому времени уже не было), и на ее вопрос, что же мы теперь будем делать, сказал: «Мы будем синтезировать сверхтяжелые элементы. Я приложу все силы к синтезу 114-го элемента, а если это получится, назову его именем Георгия Николаевича». Она посмотрела на меня внимательно и сказала: «Вы сошли с ума, какие новые элементы в это время!» Тем не менее мы решили начать наш нелегкий путь. Но для этого нам нужно было в буквальном смысле начать с нуля и полностью переоборудовать нашу лабораторию.

— Нетривиальное решение для начала 1990-х. Где вы взяли дорогостоящие компоненты — «снаряд» и «мишень»?

— Вместе с моим заместителем и коллегой Михаилом Иткисом мы отправились на прием к замминистра Минатома Валентину Иванову. Объяснили, что есть у нас идея, как синтезировать сверхтяжелые элементы, а материалов и средств у нас нет. Но мы, видите ли, очень воодушевлены. Речь шла как раз о кальции-48 и мишенных материалах. Иванов не стал нас расспрашивать, а позвонил в Димитровград и сказал: «Все трансурановые материалы, которые у нас есть, никуда не отдавать, будем получать сверхтяжелые элементы».

Набравшись смелости после бесед в Минатоме, я поехал в Америку к нашим конкурентам в Берклиевскую и Ливерморскую лаборатории, а позднее в Ок-Ридж, где расположены национальные лаборатории Минэнергетики США. Я предложил им сотрудничество, сказав, что объясню суть нашей идеи и, если они покажут, что это можно лучше сделать у них, мы приедем к ним, а если лучше это будет у нас, то вы должны будете прибыть к нам. Они сказали: не надо ничего объяснять, мы едем к вам.

— А что от них нужно было?

— От них нужно было мишенное вещество для экспериментов. Конкретно — плутоний. Но не плутоний-239, который применяется на АЭС для производства электроэнергии, а другой, который имеет еще более тяжелую массу, — плутоний-244, с пятью лишними нейтронами.

— В России такого не производили?

— Нет. Потом оказалось, что можно было сделать эксперимент и на плутонии-242, который у нас был, но тогда мы не были уверены, что получится даже на 244-м, поэтому решили подстраховаться.

— А как вы организовали перевозку плутония из США?

— Это целая история, можно снимать отдельный фильм, но подробностей лучше не рассказывать, мы и так натерпелись по этому поводу.

— Не повезешь же плутоний на пассажирском самолете!

— Оказывается, иногда можно повезти и пассажирским… Но интереснее история с ионным источником для получения пучка кальция-48. Мы купили ионный источник у французов, которые делали его для своих нужд. По моим оценкам, эта установка должна была очень хорошо подойти для получения ионов кальция-48. Но, когда мы получили французский источник, оказалось, что он вырабатывает ионы из твердого кальция в 10 раз меньше, чем из газов. А у кальция газообразных соединений нет. Тогда мы его основательно переделали и довели источник до уровня работы с газообразными веществами. Возник небольшой скандал: французский источник работает в России существенно лучше, чем во Франции! Их начальство, естественно, призвало к ответу своих инженеров. Пришлось вступиться и предложить им перенять в своих конструкциях наши переделки.

— Редкий принцип в науке, где силен дух соперничества.

— На самом деле, когда начинаешь секретничать, это значит, что ты уже ничего лучшего не создашь. А нужно постоянно идти дальше и делать новое.

Новый плазменный источник вместо расхода в 40 миллиграммов в час дал 0,5. Расход снизили в 100 раз!

— В итоге флеровий — первый элемент был получен в вашей лаборатории в 2000 году, а 116-й — в 2004-м.

— Да, первые эксперименты начались как раз с началом нового века — в 2000-м. Наши ускорители проработали с пучком ионов кальция-48 круглосуточно, практически без остановки, без праздников, без выходных около 100 тысяч часов. Потому что синтез нового элемента — это очень редкое событие. Мы были счастливы, когда получали один атом в день. В 2012-м уже все сверхтяжелые элементы, известные на сегодня, были синтезированы. В какой-то момент это стало уже делом техники.

— 119-й и 120-й элементы станут тоже «обитателями» этого «острова стабильности»? Мы сможем поднять флаг и там?

— Безусловно. Это все одна земля. За десять лет мы сумели «прощупать» этот «остров», увидеть, что он действительно есть. В теории он включает много элементов.

— Почему считается, что таблица Менделеева может расширяться до 172-го элемента, чем обусловлена эта граница?

— Мы могли бы поговорить об этом, если бы были уверены, что может существовать ядро с таким огромным положительным зарядом. Когда были сделаны первые шаги на пути к сверхтяжелым элементам, обсуждалось возможное существование атомного ядра с 114 протонами. Существование «острова» определяется свойствами ядерной материи, а не электронным строением атома. Но будет ли второй «остров», который даст возможность продвинуться существенно дальше в синтезе элементов? Мне кажется, что предел существования ядер наступит значительно раньше 172.





Сотворение мира. Сделано в России

— Мы прошлись по бетонному коробу, где разместится новый российский коллайдер NICA, который, как говорят ученые, будет воспроизводить начало мира… Можно с этого момента поподробнее?

— Начнем издалека. В первые мгновения после Большого взрыва образовалась горячая плазма, состоящая из кварков и глюонов. Кстати, глюон — по-английски клей, то есть это вещество, которое склеивает кварки. Если говорить грубо, то спустя около микросекунды после Большого взрыва Вселенная представляла собой глюонный суп, в котором плавали кварки (физики называют вещество в этом состоянии кварк-глюонной плазмой). А потом, когда температура понизилась, кварки с помощью глюонов объединялись определенным образом в протоны и нейтроны. Затем протоны и нейтроны — в ядра. Дальнейшее охлаждение привело к выстраиванию электронных структур вокруг ядер. Шло образование атомов (элементов). Это и есть сотворение мира.

— Когда это происходило?

— Очень давно. Через одну микросекунду после Большого взрыва. Что хотим сделать сейчас? Вернуться назад, расплавить протоны и нейтроны в кварк-глюонную плазму и увидеть сотворение протонов и нейтронов — строительных кирпичиков мироздания.

— Физически это возможно? Что для этого нужно?

— Чтобы расплавить протоны и нейтроны обратно в суп, нужны громадные энергии. Для этого физики ускоряют два тяжелых ядра, например золота или свинца, до высоких энергий и сталкивают друг с другом. В точке лобового столкновения температура поднимается до рекордных отметок в триллион градусов, и тогда часть протонов и нейтронов на мгновение превращается в кварки и глюоны. А затем моментально возвращается назад.

— Хватает этого мгновения, чтобы что-то узнать?

— Да, вполне хватает. Но в чистом виде до сих пор такую кварк-глюонную плазму получить не удавалось, хотя пытались — самыми разными путями. Не хватало энергии соударения. Поэтому двигались ко все более высоким энергиям. В ЦЕРНе, например, есть уже несколько поколений ускорителей, способных разгонять достаточно тяжелые частицы так, чтобы в соударении увидеть этот эффект. Возможно, что очень большие энергии не столь эффективны, так как максимальный нагрев зоны столкновения определяется ядерной тормозной способностью, которая максимальна в определенном интервале энергий. И, быть может, отсутствие эффекта в предыдущих экспериментах связано с «перебором» энергии столкновения ядер. Параметры NICA выбраны с учетом этого обстоятельства.

— Не слишком ли дорого строить машину под один конкретный эксперимент? Сегодня, когда оборудование для ядерной физики очень дорого, велик риск ошибиться и поставить не на тот проект.

— Верный вопрос. Хотя напрашивается встречный: «слишком дорого» по сравнению с чем? Но, с моей точки зрения (я ее не навязываю), неправильно как раз обратное — строить машины на все случаи жизни. Потому что, когда целей много, велик риск не достичь ни одной. К тому же строительство — как раз из-за громоздкости конструкции и дороговизны — будет растянуто во времени, и установка может устареть раньше, чем будет достроена. Напротив, в случае конкретной задачи все сфокусировано в цель.

— А что будет с такой однозадачной техникой потом?

— Я не очень понимаю, что такое однозадачная техника. Это же научное исследование. Надо добиться того, чтобы увидеть задуманное (в процессе работы оснащать эксперимент все более новой техникой). А если не получится, надо понять — почему не получается то, что предсказывает теория. В начале интервью мы говорили о сверхтяжелых элементах. Этой проблемой занимались 50 лет крупнейшие ядерно-физические лаборатории мира, прежде чем они были синтезированы и их свойства подтвердили теоретические ожидания.

— Фабрика сверхтяжелых элементов и NICA — это чисто фундаментальная наука. Как вы объясняете чиновникам, зачем на нее нужно тратить такие колоссальные средства?

— Не надо ничего никому объяснять. Я выступал недавно в Петербургском университете, в большой аудитории людей разных специальностей. Соответственно, были разные вопросы. Один из присутствующих, человек немолодой, трагическим голосом спрашивает: хорошо, вот вы открыли сверхтяжелые элементы, заполнили седьмой период таблицы Менделеева и что от этого изменилось? Я говорю: ровным счетом ничего, вы можете спокойно спать и заниматься своими делами.

— Часто говорят, что на основе сверхтяжелых элементов будет создана новая ядерная энергетика, ведь несколько миллиграммов любого из открытых веществ эквивалентны 20 кг урана. Вам не кажется, что это бы убедило?

— Понять на самом деле значение таких работ не просто, нужна некая подготовка. Надо знать специфику научной работы, вечного поиска, многих проб и многих ошибок, прежде чем появится внутренняя уверенность, что ты, наконец, на верном пути. Но и это не результат. Чтобы его получить, еще придется пуд соли съесть! Надо сделать прибор, которого в мире нет, получить сверхчистое вещество, которое неизвестно, как получить, нет ни рецептов, ни аналогов, создать детектор, не чувствующий фона, который в тысячи раз выше ожидаемого, и пр., и пр… Приходится все отложить в сторону и заниматься тем, чем никто не занимался.

Ты идешь туда, куда дороги нет, потому что раньше туда не ходили. Поэтому приходится решать кучу чисто научно-технических задач, и эти решения часто становятся ноу-хау. А им цены нет! Со стороны это выглядит как корабль под флагом науки, плывущий в свой «фундаментальный» порт приписки. Он тянет за собой невод, в который попадает разная рыба, причем некоторые рыбки не то чтобы золотые, а просто бесценные. Так, говорят, в свое время возник интернет: физики не знали, как справиться с массивами информации, вот и придумали локальные сети.

Другой важный фактор — привлекательность научной профессии для способных молодых людей. Тогда они тянутся к знаниям, идут на передовые позиции в науке и, по сути, продвигают научно-технический прогресс. Помните, совсем недавно много говорили об открытии бозона Хиггса в ЦЕРНе? Это было сделано на ускорительном комплексе — Большом адронном коллайдере (БАК), носителе всех современных ускорительных технологий. Говорят, стоимость установки более 9 млрд евро.

Не думаете ли Вы, что в один прекрасный день главы правительств стран — участниц ЦЕРНа (а бюджет ЦЕРНа — это вклад стран-участниц и ассоциированных членов, в основном из Европы и США) собрались в Женеве и подумали: а не скинуться ли нам дополнительно на сумму 9−10 миллиардов, чтобы подтвердить существование бозона Хиггса? И скинулись. И — подтвердили!

Я полагаю, что они действительно собирались и, конечно, одобрили идею создание БАК-а. То есть и флаг был подходящий — бозон Хиггса, — и БАК, думаю, себя окупил. Но основная идея была в том, что этим займутся специалисты высокого класса, а молодое поколение, на них глядя, пойдет туда же. Способные, одаренные люди везде нужны: в политике, искусстве, бизнесе, математике, спорте, литературе, авиастроении. Но талантливая молодежь на фронте научно-технического прогресса — это прорыв общества, это будущее страны и ее людей. Мне как-то сказали, знаешь, ради чего стоит пойти в столовую ЦЕРНа? Там собираются в обеденный перерыв одновременно около 1000 таких молодых людей, которые оживленно беседуют, смеются, жестикулируют! И это по-настоящему впечатляет…

— Сегодня вас сложно застать в России. Почему же вы не уехали работать за границу в 1990-е, когда все рушилось?

— Предложения поступали не раз, но у меня как-то это не получается. Я работал во Франции, но уехал оттуда раньше времени, за что, уже здесь, получил выговор. 20 лет спустя мои бывшие французские коллеги как-то пригласили меня и говорят: ты помнишь, что сказал, когда уезжал? Ты сказал, что мне там интереснее. Я понял, что этого они мне до сих пор простить не могут. Но мне действительно в России было намного интереснее. Вообще, когда мы говорим, что многие уехали, нужно понимать: большая часть это сделала вынужденно. Они не имели возможности выбора, уезжали далеко не на первые позиции. У меня в семье тоже есть пример — муж моей дочери, молодой физик, прекрасный экспериментатор, работал в ФИАНе, строили на Тянь-Шане телескоп для исследования космических лучей. Настолько интересный, что американцы хотели прислать ему своих стажеров, так как хотели построить такой же в Перу. Он работал увлеченно и отдал этому проекту пять лет, жил половину времени в Москве, а другую половину на горе. А потом вдруг оказалось, что советской власти нет, а Казахстану этот телескоп не нужен. Это было тяжелое время, и тогда один из его друзей позвал его в аспирантуру в США. Представьте, что значит для человека, который уже отучился в аспирантуре и построил телескоп, снова очутиться за партой с новичками? В общем, когда я устраиваю конференции и здесь, и на Западе, я обязательно приглашаю всех этих уехавших, чтобы они обязательно выступали, чтобы они общались, слышали. Это очень важно для нас и для них.

— Насколько я знаю, вы хотели быть архитектором? Что вы собирались построить?

— Ничего осмысленного, в этом направлении я не думал. У меня отец был инженером по коммуникациям, дома собирались архитекторы, инженеры и другие специалисты по жилищному строительству. В рабочей группе отца был молодой человек Юрий Яралов, который потом стал известным архитектором в Москве. Он сказал, что у меня есть определенные способности, помог сделать первые шаги в архитектуре. Я сдавал экзамены в МАРХИ, но до этого, как медалист, прошел собеседование в московский МИФИ за компанию с друзьями. В итоге, когда хотел отнести документы в МАРХИ, в МИФИ мне их не отдали. Сказали, что я уже зачислен.

— Кто с вами учился?

— Я поступил в 1950 году и попал в очень интересное общество. Оно состояло из двух категорий: мы, 17-летние юнцы, и люди, которые пришли с фронта. Они были лет на десять старше: после войны, многие быстро поняли, что надо получать образование. Мы вместе учились, жили в общежитии, но относились к старшим всегда с большим уважением, они тоже нам никогда не делали замечаний.

— Тогда, наверное, все мечтали заниматься ядерной физикой, ведь как раз в 1949-м СССР испытал первую ядерную бомбу — через четыре года после американцев, сбросивших бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

— Тема была очень популярной и полузакрытой, все знали, что правительство вкладывает туда огромные средства. Нас учили по двум программам, соответственно читали курсы с физфака МГУ и из Бауманки, явно с инженерным уклоном. В итоге каждый семестр сдавали десять экзаменов! При этом какой-то единой установившейся программы не было. Но все понимали: нас готовят как специалистов по атомной энергии. Тогда все, не только ученые, но и люди в правительстве, ощущали, что мы стоим на пороге какой-то новой эры. Грубо говоря, человек из урана смог получить энергию, заложенную туда при сотворении мира. Так что я знал, что буду заниматься ядерной физикой, но до последнего момента не знал где именно, куда меня распределят.

— А куда вы хотели?

— Я в ту пору женился. Моя жена была скрипачкой, ее приняли в аспирантуру в Московскую консерваторию по классу скрипки. Это создавало некоторые неудобства, потому что все наши крупные атомные объекты располагались далеко от столицы. Так что я хотел остаться в Москве, поэтому пришел в Институт атомной энергии, которым руководил Игорь Курчатов. Со мной проводили собеседование сначала Андрей Будкер, а потом Георгий Николаевич Флеров. Тогда я и познакомился с людьми, у которых потом работал. Андрей Михайлович (Будкер.— «О») устроил мне экзамен на час. Остался доволен и собирался меня взять, но потом выяснилось, что у него нет мест. Он устроил скандал в отделе кадров, кадровикам очень не понравилось. Мне сказали, что сейчас со мной побеседовать придет еще один человек. Флерова интересовало, чем я увлекаюсь, каким спортом занимаюсь. И все. Так я оказался у него в лаборатории. А дальше моя биография простая: был распределен в Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, когда он образовался. С тех пор живу и работаю здесь. Вот уже 60 лет.

— Академик Флеров работал над созданием атомной бомбы, а институт был создан, насколько я понимаю, как некая международная коллаборация для изучения мирного атома. Как это сочеталось?

— Пока атомная энергия была связана с бомбой, это сочеталось.

Беседовала Елена Кудрявцева

Источник: Hi-Tech Mail.ru
26 декабря 2019

Экспрессы до Москвы вернутся в Дубну 31 декабря. Об этом попросили местные жители

Жители подмосковной Дубны пожаловались на отмену электричек-экспрессов. Одно из сообщений в социальной сети собрало 11 тысяч просмотров. Однако совсем скоро проблема будет решена.

31 декабря экспрессы вернутся на железную дорогу. Более того, запустят дополнительные поезда, а часть из них будут повышенной комфортности поколения «Иволга».

«Мы разговаривали с уважаемыми жителями города Лобни, и глава города поднимал этот вопрос, и наш почетный гражданин, легендарный Трусов Владимир Николаевич. И мы нашли решение: будет возвращен 31 числа экспресс. Более того, мы поменяли сам тип — передвижной состав будет современный, это будет „Иволга“», — рассказал губернатор Андрей Воробьев





Регулярные экспрессы будут ходить утром и вечером. Из Москвы — в 18:46 и 21:55, а из Дубны — в 6:10 и 21:45.

«Совместно с жителями Дубны мы договорились, что создадим рабочую группу, которая будет мониторить работы экспрессов, и при необходимости внесем дополнительные изменения, чтобы расписание было удобным для пассажиров», — отметил исполнительный директор ЦППК Иван Конев.

Перевозить пассажиров частично будут поезда новейшего поколения «Иволга». Состав оборудован розетками, зарядками для техники, туалетами. Также в вагонах соблюдены условия для маломобильных граждан.

Источник: Телеканал 360°
16 декабря 2019

Самолет «Аэрофлота» вернулся в Шереметьево из-за неисправности, сделав несколько кругов над Дубной

Самолет Boeing 737, выполнявший рейс SU1510 Из Москвы в Сургут накануне, экстренно вернулся в аэропорт Шереметьево. Как сообщает РИА «Новости», причиной стала трещина в лобовом стекле.

Как подчеркивается в сообщении, повреждение было обнаружено экипажем уже после взлета. Пилоты приняли решение вернуться в воздушную гавань, для чего лайнер сделал несколько кругов над Дубной, вырабатывая лишнее топливо.





Отметим, по данным агентства, на данный момент пассажиры рейса уже прибыли в аэропорт Сургута. Посадка произошла в 8:10 по местному времени, общая задержка составила чуть более четырех часов.

Источник: Новости Югры
12 декабря 2019

Поставлена задача улучшить железнодорожное сообщение Дубны с Москвой

В конце ноября из-за ввода двух веток МЦД в худшую сторону для жителей Дубны изменилось время движения электричек «Дубна – Москва». В связи с этим администрация Дубна направила запрос в РЖД и ЦППК.

А 10 декабря руководство администрации города провело совещание с участием представителя ЦППК по поводу улучшения качества железнодорожного сообщения.





На совещании присутствовали: глава городского округа Дубна Максим Николаевич Данилов, директор по развитию диаметральных маршрутов АО «ЦППК» Артём Андреевич Царёв, председатель совета депутатов Сергей Александрович Куликов, сотрудники администрации города, представители градообразующих предприятий и члены общественной палаты. По итогам совещания сформулированы задачи, требующие срочного решения:

• возвращение вечернего экспресса на маршрут «Дубна-Москва»;
• уменьшение времени в пути;
• улучшение качества подвижного состава.

Также был сформированы организационные мероприятия совместно с Министерством транспорта Московской области и ОАО «РЖД».

Источник: Открытая Дубна
03 декабря 2019

Знать о товаре все. В магазинах Дубны появились электронные ценники

В магазинах Дубны начали вводить электронные ценники. Теперь покупатели всегда могут узнать актуальную цену товара.

Электронный ценник — это небольшой дисплей с данными о товаре и ценой. В Дубне придумали, как снизить себестоимость таких устройств.

«Наше ноу-хау заключается в том, что мы используем систему шин, которая устанавливается на полку. Туда ставят один радиоконтроллер на всю длину. И сигнал подается сразу на все ценники», — рассказал директор департамента производства ООО «НПО «КОМПО» Сергей Подолюк.

Электронную новинку оценят, прежде всего, покупатели. По словам разработчиков, новое устройство позволит исключить несовпадение цен на витрине и кассе.





«Одна из причин конфликтных ситуаций в магазине — когда клиент видит на товаре одну цену, а на кассе она другая. Кто-то это замечает, кто-то нет. По закону, если покупатель это замечает, то магазин должен предоставить товар по цене, которая указанна на ценнике. Кто-то тратит на это свое время и нервы, а кто-то — время юристов, чтобы отстоять свои права», — отметил генеральный директор «НПО «КОМПО» Михаил Петров.

Например, сегодня батон белого хлеба в Дубне стоит 44 рубля, бананы — 98 рублей за килограмм. Продукты то дорожают, то магазин устраивает акцию, и цена наоборот понижается. Ценники меняются почти ежедневно. Чтобы сменить их во всем магазине, продавец может потратить весь рабочий день.

«Сейчас ценники печатаются, потом вырезаются и наклеиваются. Бывает, что они теряются, или их забывают поменять. А если будет автоматизированная система, то это значительно все упросит», — подчеркнул директор магазина Владимир Комолов.

Серийное производство электронных ценников уже запустили. Разработчики рассчитали, что использование этих устройств увеличит товарооборот магазина на 5%. А покупателям станет проще выбирать — на новом ценнике будет вся информация о товаре.

Источник: Телеканал 360°
21 ноября 2019

Снижения уровня паводковых вод добились сбросом 8 млн тонн воды через плотину в Дубне

Аномальное количество осадков в Тверской области привело к подтоплению населенных пунктов и размытию дорог в Лихославльском районе, Весьегонском муниципальном округе, а также Удомельском, Кашинском и Вышневолоцком городских округах.

Снижения уровня паводковых вод удалось добиться сбросом за 10 дней 8 млн тонн воды из Иваньковского водохранилища через плотину в Дубне. Для решения проблемы были открыты сразу четыре шлюза.

Наибольший приток Московскому морю давала естественно Волга, а Волге река Тверца. Впрочем, как сообщает 360tv.ru, спасали таким образом не Верхневолжье, а в первую очередь Подмосковье.





«Требовалось обезвредить приток воды, который шел в Московское море с верхней Волги. Массовый упреждающий сброс воды через дубненскую плотину помог предотвратить осенний паводок, которым угрожала Дубне ситуация в Тверской области», — пишет издание.

Тем временем 19 ноября стало известно, что участок дороги в районе деревни Деревково в Вышневолоцком городском округе практически завершен. Для отвода воды там была установлена водопропускная труба и открыто реверсивное движение.

Источник: Tvtver.ru
20 ноября 2019

Прямой эфир на телеканале «ОТР» с участием компании «Гранат Био Тех» и ТПП города Дубны

19 ноября на федеральном телеканале «Общественного Телевидения России» (ОТР) вышел выпуск программы «Отражение». В прямом эфире программы в рубрике «Промышленная политика» состоялся разговор ведущей программы Марины Калининой о развитии производства отечественных одноразовых медицинских изделий и роли в этом процессе особых экономических зон, в котором участвовали генеральный директор компании «Гранат Био Тех» Александр Шишов и президент ТПП г.Дубны Владимир Бобров.

Выпуск программы о производстве дубненской компании «Грант Био Тех» – резиденте особой экономической зоны «Дубна», члене ТПП г.Дубны был организован по инициативе ТПП Российской Федерации и ТПП г.Дубны и направлен на продвижение отечественных производителей высококачественных медицинских изделий.





Эфир начался с видеоролика о заводе компании «Грант Био Тех» в Дубне и сотрудниках этого завода.

Это уже второй прямой эфир инициированный ТПП России и ТПП г.Дубны о предприятиях Дубны, вышедший на телеканале ОТР в рубрике «Промышленная политика» за последние два года. Ранее состоялся выпуск программы посвященной отрасли приборостроения с участием Приборного завода «Тензор».

Программа «Отражение» на канале ОТР выходит в прямом эфире. Ежедневно по будням в программе обсуждаются актуальные социальные и политические проблемы, новости экономики, культуры, образования и прочих важных сфер общественной жизни. Свою точку зрения высказывают эксперты и непосредственные участники событий.

Источник: RBG
14 ноября 2019

Дубненского «Говоруна» модернизировали: Суперкомпьютер решает задачи нейтринной физики

Обновленный суперкомпьютер «Говорун» презентовали в Дубне. Такое имя он получил в честь директора Лаборатории вычислительной техники и автоматизации ОИЯИ в 1988–1989 годах Николая Николаевича Говоруна.

«Говорун» призван решать сложнейшие научно-практические задачи и нацелен на поддержку мегасайенс (крупные дорогостоящие международные научные и исследовательские комплексы — прим. ред.) проекта NICA и других экспериментов во всех лабораториях Объединенного института ядерных исследований.

Директор лаборатории информационных технологий ОИЯИ Владимир Кореньков отметил, что самый главный пользователь суперкомпьютера — это лаборатория теоритической физики. Следующий класс задач — это моделирование на мегасайнс проекта NICA. Владимир Кореньков уточнил, что сейчас многие пользователи моделируют события для проекта: BM@N, MPD, SPD.

«Это тоже львиная доля ресурсов, которая используется на суперкомпьютере „Говорун“. Сейчас также появились пользователи, которые занимаются радиационной безопасностью и расчетом защиты, тоже сложные задачи, требующие большого количества вычислений», — пояснил директор лаборатории информационных технологий.

Владимир Кореньков добавил к списку некоторые группы, занимающиеся нейтринной физикой. «Так что количество пользователей растет», — подчеркнул он.

Суперкомпьютер «Говорун» состоит из трех компонент. В их создании участвовали четыре компании: Intel, РСК, NVIDIA и IBS Platformix. Пока были модернизированы две компоненты. В этих работах приняли участие Intel и РСК.





Директор лаборатории инфотехнологий ОИЯИ рассказал, что модернизированы наиболее востребованные части. «Мы анализируем, какую часть используют больше всего пользователи. Где потребности, ту часть и модернизируем. Дальше мы будем модернизировать графический процессор», — пояснил Владимир Кореньков перед этим сообщив, что была обновлена скалярная часть комплекса ((от лат. scalaris — ступенчатый) — физическая величина, которая имеет только одну характеристику — численное значение — прим. ред.).

Суперкомпьютер «Говорун» обладает совокупной теоретической пиковой производительностью 860 ТФЛОПС (терафлоп — значение, дающее оценку производительности компьютера — прим. ред.) двойной точности, что позволило ему занять 10 место в списке Top-50 самых мощных суперкомпьютеров России и стран СНГ.

«Говорун» в первой комплектации был запущен в марте 2018 года. За полтора года он получил огромную популярность среди пользователей — сотрудников ОИЯИ. В результате, ресурсов суперкомпьютера стало не хватать. Руководство ОИЯИ выделило дополнительные средства на его модернизацию. Закупленное оборудование уже установлено, также запущено новое программное обеспечение.

По словам Владимира Коренькова, вычислительная мощность суперкомпьютера существенно увеличена. «Мы нарастили его сверхбыстрой оперативной памятью. Для многих классов задач требуется не только вычислительная мощность, но и быстрая работа с памятью. Поэтому у нас трехуровневая память: сверхбыстрая, быстрая, медленная. Все три вида памяти, которые мигрируют между разными частями, задействованы», — сделал акцент директор лаборатории инфотехнологий. Он также сказал, что что все процессоры, поставленные в прошлом году, были заменены на новые.

Источник: Телеканал 360°






ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
23 декабря 2016
Все, что вы хотели знать про мост через Волгу в Дубне, но боялись спросить


Строительство моста в Дубне 21 декабря обсуждали на заседании пресс-клуба местные журналисты с главой Дубны Вячеславом Мухиным и Александром Крымским, заместителем директора компании-подрядчика строительства ДТФ «Мостоотряд-90».

Журналистов интересовали все подробности строительства моста – от длины, ширины и количества полос до организации движения в Дубне, когда мост будет построен.

Параметры моста

Длина – 1941 метр, высота арочного пролета – 160 м, четыре полосы движения, два пешеходных тротуара шириной по 1,5 м каждый.

Конструкция моста – металлическая. Тип дорожного покрытия – асфальтобетон.

На правом берегу Волги въезд на мост будет начинаться от кругового перекрестка проспекта Боголюбова и улицы Вернова. Железная дорога с контактной сетью на улице Станционной окажется под мостом.

На левом берегу Волги въезд на мост расположится в районе Дворца спорта «Радуга».

Как будут строить?

Строительство уже началось с двух сторон одновременно – с правого и левого берега Волги. Сейчас идет подготовка территории для подвоза материалов и строительной техники.

Места для опор будут бурить тоже с обоих концов моста. Вынутый при бурении грунт не придется возить через тоннель шлюза и плотину Иваньковской ГЭС. Грунтом, вынутым из правобережных отверстий для опор моста, засыпят котлован у дома №16 корпус 2 на проспекте Боголюбова – на месте бывшего болота вдоль улицы Вернова. Выбуренный на левом берегу грунт пригодится для подсыпки берега Южной канавы в левобережье Дубны.

Опоры моста вырастят прямо в пробуренных отверстиях жидким бетоном по той же технологии, что и опоры Крымского моста через Керченский пролив.

Доставлять в Дубну будут только готовые металлические конструкции моста – автотранспортом.

Что будет летом на Волге?

Навигации работы не помешают. Ширина и высота центрального пролета моста пропустят любой водный транспорт.

Водозабор на правом берегу защитят от попадания туда взбаламученной строительством грязной воды.

Сколько будут строить?

Строительство идет круглосуточно и займет 25 месяцев. Значит, в январе 2019 года можно будет пройти по готовому мосту.

Кто будет контролировать?

Для постоянного контроля за строительством подрядчик установит две камеры, съемку которых сможет видеть каждый в онлайн-режиме.

Где поселят строителей?

Городок строителей разместится на стройплощадке напротив Парка семейного отдыха на улице Вернова, рядом с котлованом, куда будут ссыпать грунт, вынутый при бурении отвертсий под опоры моста. Рабочих поселят в общежитии строительного городка.

Будет ли шум во время строительства?

Все шумные работы ограничатся дневным временем. Ночные работы будут бесшумными.

Ограничат ли движение на время строительства?

Улицу Вернова на время строительства моста перекроют полностью. Движение транспорта по улице Станционной будет перекрываться временно, по мере необходимости.

Пройдет ли транзитный поток через готовый мост через центр города?

Главный редактор ОД Наталия Теряева напомнила: «Ранее говорилось, что весь транзитный транспортный поток из Москвы будет направлен на мост через улицу Станционную. Но тогда на улицу Станционную с двумя полосами движения будут вливаться транспортные потоки с двухполосного Дмитровского шоссе и с новой четырехполосной дороги от Нового шоссе через двухполосную улицу Вокзальную. При такой схеме движение увязнет в непроходимой пробке у кругового перекрестка улиц Станционной и Вокзальной. Следовательно, одновременно со строительством моста необходимо расширить до четырех полос дорогу на улицах Станционной и Вокзальной – заключила она. – Будет ли это сделано? Или все-таки транзитный транспортный поток на мост пойдет через улицу Вернова?»

Глава Дубны Вячеслав Мухин ответил, что не видит причин для увеличения транзита через Дубну после сдачи моста в эксплуатацию. Однако согласился с тем, что уже сейчас, в процессе строительства моста необходимо продумать схему движения транспорта к нему по городу, и если понадобится расширение улицы Станционной, предусмотреть на эти работы дополнительные средства. Ведь выделенные на проект строительства моста правительством деньги не включают расходов на расширение подъездных к мосту дорог.

Как защитят от шума жителей прилегющих к мосту домов?

Въездные эстакады моста оснастят защитными экранами высотой 2,5 м.

Как обеспечат дорожную безопасность жителей прилегющих к мосту домов?

Эстакады оборудуют пешеходными переходами и дорожными знаками регулировки движения. Два пешеходных перехода у моста будут подземными.

Справка

Дмитровская территориальная фирма «Мостоотряд-90» является филиалом ПАО «Мостотрест» и находится в совместной частной и иностранной собственности. Руководит ДТФ «Мостоотряд-90» Андрей Гельевич Афанасьев.

«Мостоотряд-90» появился в 1979 году в результате переименования Мостопоезда №422, который, в свою очередь, возник после переименования Мостовосстановительной летучки № 51. Летучку создали в 1941 году, чтобы в короткие сроки ремонтировать разрушенные войной мосты.

Мостопоезд №422 с 1952 года размещается в подмосковном Дмитрове. С 1962 года он занялся строительством жилья в Дмитрове. Специалисты Мостопоезда №422 застроили домами улицы Инженерную, Комсомольскую, Пушкинскую. После переименования он строил здания в Дмитрове под названием «Мостоотряд-90». Так появились музыкальная школа, Дворец культуры «Созвездие», школа-интернат.

С 1993 года «Мостоотряд-90» стал частной фирмой – филиалом филиалом ОАО «Мостотрест» – и вновь занялся строительством мостов. Среди них мосты в Павлово-Посаде, Орехово-Зуеве, 6 путепроводов на Московской кольцевой автодороге, эстакада к Храму Христа Спасителя, транспортный тоннель на Гагаринской площади. Он же реконструировал мост через Волгу в Кимрах в 2006 году и построил путепровод.

Сейчас ПАО «Мостотрест» строит мост в Крым через Керченский пролив.

Источник: Открытая Дубна

Читать дальше

10 июля 2016
Мост через Волгу в Дубне начнут строить уже в этом году


Приятную новость сообщил глава города Вячеслав Мухин на заседании научно-технического совета. Он выразил уверенность, что уже в этом году начнутся работы по строительству моста.

Участники научно-технического совета – глава города, сотрудники горадминистрации директора градообразующих предприятий и представители Мособлдумы и министерства инвестиций и инноваций Московской области, обсуждая на совете стратегию развития Дубны, затронули важную тему: строительство моста через Волгу.

Глава города Вячеслав Мухин выразил уверенность, что к строительству моста приступят в текущем году. Он сказал: «У меня есть большая уверенность, что в этом году мы начнем работу по строительству моста. Уже выделены из федерального бюджета 500 млн. рублей. Сейчас проходит экспертиза смет в Главгосэкспертизе России. По моим оценкам, на это уйдет две-три недели, и потом можно будет проводить конкурс для определения подрядчиков».

Источник: Tverigrad.ru

Читать дальше

17 апреля 2019
Навигация-2019: новые тарифы на паромную переправу установили в Дубне


В Дубне понтонный мост заменят на паром утром 24 апреля (В Мельдино – 23 апреля, в Карманово пешеходную переправу снимут 22 апреля).

Утверждены новые тарифы проезда на пароме в период навигации 2019 года:

1. Провоз пассажира с правом провоза багажа весом не более 36 кг – 15 рублей

2. Провоз детей, возрастом старше 5 лет, но не старше 10 лет – 7 рублей (новая опция)

3. Провоз багажа свыше 36 кг – 15 рублей (новая опция)

4. Провоз пассажира с велосипедом – 35 рублей

5. Провоз мопеда, мотоцикла – 100 рублей (в прошлом году – 90 рублей)

6. Провоз мотоцикла с коляской – 160 рублей (в прошлом году – 150 рублей)

7. Провоз автомобиля легкового типа (вместимостью до 8 человек) – 215 рублей (в прошлом году – 210 рублей)

8. Провоз автомобиля легкового типа (вместимостью до 8 человек) с прицепом – 315 рублей (в прошлом году – 310 рублей)

9. Провоз автомобиля грузоподъемностью до 3,5 тонн (кроме п. 7) – 670 рублей (в прошлом году – 650 рублей)

10. Провоз автомобиля грузоподъемностью до 3,5 тонн (кроме п. 7) с прицепом – 815 рублей (в прошлом году – 800 рублей)

11. Провоз автомобиля грузоподъемностью от 3,5 тонн – 815 рублей (в прошлом году – 800 рублей)

В стоимость провоза транспортных средств, указанных в пунктах 4-11, включена стоимость проезда водителя. Проезд пассажиров оплачивается отдельно.





На услуги предоставляются льготы, предусмотренные действующим федеральным законодательством, в том числе:

- право бесплатного провоза транспортных средств (при предъявлении оригинала или нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего право на льготу) предоставляется ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, боевых действий, инвалидам первой группы и др. на транспортные средства, полученные ими через социальные государственные органы (в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»);

- право провоза одного ребенка в возрасте не старше 5 лет (в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ);

- право бесплатного проезда на паромной переправе предоставляется пассажирам, имеющим право на льготы, при предъявлении оригинала или нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего право на льготу;

- право бесплатного провоза транспортных средств предоставляется сотрудникам ФГБУ «Канал имени Москвы» при следовании к месту работы и обратно при предъявлении оригинала пропуска.

Право беспрепятственного внеочередного проезда предоставляется:

- служебным автомобилям экстренных служб;

- автомобильному транспорту Минтранса России, Росморречфлота, ФГБУ «Канал имени Москвы» и Волжского РГС.

Читать дальше

10 мая 2017
График отключения горячей воды в летние месяцы 2017 года по районам в Дубне


На сайте ОАО «ЭНЕРГОТЕН» опубликован график плановых остановок котельных для профилактического обслуживания и ремонта энергооборудования при подготовке предприятия к работе в зимний период 2017-2018 г.г.

Большая Волга:
– с 25 мая (20:00) до 31 мая (6:00),
– с 10 июля (0:00) до 14 июля (6:00),
– 9 сентября (0:00) до 11 сентября (6:00), резерв.

Левобережье: – с 1 августа (0:00) до 11 августа (18:00).

Александровка: – с 14 августа (8:00) по 18 августа (8:00).

График плановых остановок котельной ОГЭ ОИЯИ согласовывается с дирекцией Института, будет опубликован в конце мая.

Источник: Вести Дубны

Читать дальше


Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2016-2020 Город-Дубна.рф